У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Daydream

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Daydream » Певцы » Джо Дассен / Joe Dassin


Джо Дассен / Joe Dassin

Сообщений 71 страница 73 из 73

71

Глава семнадцатая

….Вот лишь некоторые ее этапы, отслеженные мною по биографии Дассена. Все здесь вертится с неимоверной быстротою, как в огромном калейдоскопе: годы, песни, перелеты из студии в студию, записи, интервью, программы, хиты, вручение платиновых и золотых дисков, национальных премий и наград…

В 1965 году Джо записывает "Les Dalton", диск, который вскоре станет золотым. Заглавная песня с него будет звучать на всех радиостанциях. "Го-лос шерифа в этой песне принадлежит Жаку Плэто, моему компаньону. Он появлялся на сцене с маленьким пистолетом, заряженным холостыми патронами для имитации выстрелов, но в записи это звучало фальшиво. В конце концов, нам пришло в голову использовать эхо-камеру в Хэммонд - органе. Это было в Лондоне, и английские техники принимали нас за опасных сумасшедших" - с улыбкою вспоминал Джо в одном из интервью.
Джо, по своей натуре, - неутомимый труженик, во всем стремящийся к совершенству, как Клод Франсуа. Песня "Siffler sur la colline" быстро поднимается на верхние строчки хит-парадов. С тех пор он будет выходить на сцену без всякой подготовки, и полностью уверенный в победе. Воодушевленный, Джо воскликнул перед своим самым первым выступлением в Олимпии: "Сцена - это удовольствие, которое меня околдовывает".

А с 1969 года в жизни Дассена вообще нет места отдыху. Начинается череда непрерывных гастролей. Он был особенно популярен в Канаде и других франкоязычных странах. Пластинки с записями его песен легко превосходят миллионные тиражи. Одна за другой рождаются песни, теперь навсегда вошедшие в золотой фонд двадцатого века. В 1972 и 1973 году гастроли следуют одни за другими. Он отправляется на остров Реюньон, затем в Джибути. В феврале 1974-го Джо вновь оказывается во всех хит-парадах с "Fais-moi de l'electricite".
Перед серией блестящих концертов в Олимпии он, со своим другом, фотографом Бернаром Лелу, летит в Лас-Вегас, чтобы окунуться в мир шоу-бизнеса и развлечений. Они с Бернаром делают ряд замечательных фото-сессий в Каньонах. Суровый, рельефный пейзаж тех мест завораживает Дассена навсегда. Он вспоминает о нем в многочисленных интервью, как об одном из самых красивых уголков Земли. Ему удается посетить даже одну из индейских резерваций. Из уст вождя племени он получает креще-ние и новое имя. Затем, немного отдохнувшим, со свежими впечатлениями, Джо возвращается в Париж, чтобы опять в полную силу выступать перед публикой.

В 1975-м Джо, наконец, переезжает в пригород Парижа, в Сенэ-Уаз, в первый свой, просторный дом, где, кроме жилых комнат, также находится еще и офис и студия звукозаписи. В марте 1975-го Клод Лемель и Пьер Деланоэ, друзья Джо и авторы текстов многих его песен, сочиняют для него "Si tu t'appelles melancolie", которая попадает во многие хит-парады. Лето 1975-го будет, без всякого сомнения, летом Джо Дассена. Оно пройдет под знаком его суперхита - "L'ete Indien". Эта песня, с большим преимуществом, обойдет все рекорды продаж и в течение долгого времени будет звучать на всех радиостанциях.
1976 год - Джо отправляется в новое турне вместе с группой Martin Circus. "Ca va pas changer le monde" - хит сезона, также как и "Il etait une fois nous deux".

1977 - "A toi", и вновь голос Джо звучит на всех радиостанциях.
А затем настал черед таких шлягеров, как "Dans les yeus d'Emilie", и "Le jardin du Luxembourg" - ее стоит отметить особенно, это очень длинная и очень красивая песня, которая длится почти четверть часа. "Самое удиви-тельное, - говорил Джо, - что с этой песней я оказался на вершине хит-парада канадского радио". "Весь мир танцевал под "Индейское лето "Дассена" - говорила Кристин Гато, автор книги “ Воспоминания о Джо Дассене”. Она писала:

"На фоне агрессивности и жесткости рока 60-х годов, на вершине славы оказался человек, далекий от этого направления: Джо Дассен. В то время как французские певцы выступают в Америке, этот спокойный, сдержанный американец, приехавший во Францию, чтобы покорить сердца французов своим голосом, делает прекрасную карьеру. Его серьезность, постоянное стремление к совершенству, талант - главные условия этого успеха".

Глава восемнадцатая

…За несколько лет Джо Дассен становится подлинной звездой в Европе, да и во всем мире, пожалуй, за исключением Америки. Его пластинки - в четверке или пятерке самых продаваемых во Франции. Ошеломляющие достижения. Ведь, если задуматься, те самые десять лет, что были отпущены Дассену Богом для его певческой карьеры, на самом деле, очень и очень малый срок. Джо сделал за десять с небольшим лет столько, сколько иные звезды не могут сделать и за полвека! Мне могут возразить, что на его рекламу хорошо поработала Дама по имени Смерть. После сообщения о его внезапном уходе, уже в сентябре восьмидесятого года, продажа дис-ков с песнями Дассена побила все мировые рекорды. Это так. Но чем же тогда объяснить неизменную популярность его песен в девяностые, и уже на рубеже двадцать первого века, успех концертов Джонатана Дассена, исполняющего новые аранжировки песен своего отца? Чем объяснить то, что публика овациями, стоя, приветствовала песни Дассена, звучащие на концерте в память о нем, в Нанте, совсем недавно? Этот концерт был устроен парижским клубом поклонников Джо и шефом клуба Клодом Робрехтом. Полное, теплое, трепетное, греющее, как огонь, совершенство, к которому Дассен всегда так стремился, и которого, бесспорно достиг в своем творчестве, оно - бессмертно? Оно - похоже на легенду? Оно реально? Его можно ощутить? Услышать, потрогать руками? И не обжечься? Просто - запомнить навсегда? Оно не подвластно времени? Я не могу ответить на этот вопрос. Да и нужно ли?

Даже если не всем и не всегда нравятся его песни, каждый до сей поры признает очевидное: феномен Джо Дассена существует. И это не слишком сильно сказано.

Но…

Но, несмотря на звездную, ошеломительную карьеру, Джо, тем не менее, никогда и ни в чем не был уверен. До самого конца. Он - постоянно в сомнениях, постоянно занят поисками новых текстов песен, их обработкой и шлифовкой. Он стремится к тому, чтобы каждая из его песен, стала совершенством, настолько простым и запоминающимся, чтобы ноты ее могли напевать все: и взрослые и дети. Самое удивительное, что это то и происходило на самом деле! Песня "Елисейские поля", которую, порою, с иронией сам Джо называл "прелестными стишками" была так популяр-на, что за нее Джо получил премию Национальной Академии музыки имени Шарля Кросса. Вручение премии состоялось 5 марта 1970 года.

…Обычно, когда работа над новым диском подходила к концу, он собирал всех домашних, и каждый высказывал свое мнение, давая оценку каждой песне. Особенно Джо дорожил мнением матери, Беатрис Лонер.
Журналисты писали о Джо Дассене, что он был "наименее известным из знаменитых певцов". Бывший доктор этнологии, чьи песни заняли верхние строчки хит-парадов, утверждал: "Это тяжело - быть знаменитым, но очень приятно"….

Стены студии Дассена были увешаны золотыми и платиновыми дисками. Ему можно было бы спокойно почивать на лаврах, но и самый последний год Дассена - тяжелый для него, прежде всего, в моральном плане - из - за развода с Кристин - наполнен почти до краев обычной "сумасшедшинкой" работы. Готовятся аранжировки мелодий, перебираются текстовые варианты, предложенные Пьером Деланоэ, Клодом Лемелем, Палавичинни, Джоном Артеем. Одна из последних работ Дассена - баллада - блюз “Летняя пора”, с несколько странным текстом: о смерти крохотного маль-чика прекрасным летним утром. Что это было? Воспоминание о пережитом когда-то, давно, но до сих пор для него - незабываемом горе - смерти маленького сына Джошуа? Возможно, что так. Смерть неслышно приближалась, как бы подкрадывалась к певцу на цыпочках, терпко нашептывала на ухо свои слова, свои, едва слышные, ноты, свои, самые яркие, последние блюзы, баллады и рапсодии, свои образы, властно занимающие все его воображение и сердце…

http://s57.radikal.ru/i155/1003/b7/873a88f65889.jpg

0

72

http://i012.radikal.ru/1003/b1/7b5fae4e9c64.jpg

Глава девятнадцатая

Последнее лето Дассена. Август восьмидесятого года. Мне трудно рассказывать об этом. Может быть, потому что я до сих пор не верю в его смерть.. Для меня он жив в музыке, в песнях и во всем неповторимом очаровании того, что представляет собою для меня его Творчество. Дассен для меня словно магически очерченный, волшебный круг детства. Круг любви, наполненный теплом и светом, несмотря на все перипетии жизни. Тот самый круг, в котором тихо взращивалась, подобно лунному цветку, моя душа. Она не витала в розовом облаке, как думают до сих пор некоторые. Это было бы слишком сложно: различать розовый цвет глазами, которые постепенно заволакивала ненавистная серая пелена, рябь, туманная нечеткость… Душа мучительно искала свой путь, старалась понять себя. И постигала свое зеркальное отображение, быть может, вот в этих строках:

Играй, лечи меня, и скрипка, и банджо!

Лечи мне душу, надо мной колдуй.

И с Сан - Франциско пляжами рифмуй

Парижских улиц вековой ажур ©

Или вот этих:

Как в реке в моих аккордах

Отразилась жизнь моя,

Мне ли музыка покорна?

Или ей покорен я?.. ©

Многие из песен Дассена я записывала на магнитофонную ленту по ночам, просиживая перед приемником целые часы, в ожидании скупых, и очень быстролетных тридцати или двадцати минут, в течение которых звучал его голос, то и дело прерываемый мелодиями оркестра Джеймса Ласта или Поля Мориа. Я словно впитывала в себя все интонации, оттенки, все краски звучания. После 20 августа его песни звучали в эфире особенно часто. И особая горечь пустоты обнимала меня, когда я слушала их. Я понимала, что новой песни уже не будет. Никогда.

Глава двадцатая

Я не могу писать о смерти Джо. Хотя знаю о ней почти все, что только смогла прочесть в русской и зарубежной печати. Она скупа на теплоту отзывов и оценок. Многих интересуют, прежде всего, слабости “блистательного придиры”, а не путь преодоления их, которым он шел весь свой короткий звездный путь. В очень немногих публикациях виден Дассен - Артист и Человек, безмерно уважающий публику, которая его слушала. И свое ремесло. Свое искусство, которому он служил. Его сердце в те, последние, дни августа билось в странном, затихающем ритме: “ тук - тук - пауза; тук - тук - пауза”. Слишком сильно оно устало, песенное, нежное, теплое сердце. И лишь напевая про себя какую нибудь мелодию, Джо мог немного успокоить его. Он прислушивался к новому ритму своего пульса, и, наверное, понимал, что дни его - скоротечны, но не собирался сдаваться. Ему надо было просто придумать неспешную мелодию для своего хрупкого, постаревшего от невзгод сердца короля французской песни. Быть может, в ритме вальса или медленного фокстрота. Предвкушение от-дыха на Тахаа дало ему надежду на это. Зыбкую, призрачную, но все же - надежду…. Он лелеял ее. Ведь на его руках оставались двое детей, которые должны были вырасти и услышать еще такое множество нот и слов из уст своего отца……….

Мать Джо, мадам Лонер-Дассен вспоминает в своем пронзительном интервью о последних мгновениях жизни сына:

“На третий день нашего пребывания на Таити Джо пригласил на обед сво-их французских и таитянских друзей, чтобы познакомить их со мной и вместе придумать машрут ознакомительной прогулки по острову. За нашим столом в ресторане “У Мишеля и Элиан”, владельцы которого были нашими друзьями, были также Клод Лемель и гитарист Джо, англичанин Тони Харви, всего нас было человек двенадцать.

Джо был просто счастлив отправиться на Тахаа. Шутя и смеясь, он наполнил наши тарелки. Я сидела прямо напротив него. Внезапно его голова опустилась на грудь - без всякой видимой причины.
Когда мы поняли, что это не просто недомогание, кто-то закричал: “В зале есть врачи?!” Высокий солидный мужчина приблизился к нам и пренебрежительно бросил: “Все кончено, ничего уже нельзя сделать”. Я схватила его за шиворот и крикнула: “Всегда можно что-то сделать!” Тони, гитарист, начал делать искусственное дыхание. Жильбер, наш знакомый массажист, применил массаж сердца. Все впустую!

Сразу вызванная машина скорой помощи, единственная на весь город, была занята на другом вызове и приехала с большим опозданием. Моего сына привезли в реанимацию спустя 40 минут после остановки сердца. За все это время, увы, никому не пришло в голову отвезти его на своей машине. Даже мне, видимо, вследствие моего шокового состояния, не пришло в голову предложить отвезти его в больницу, не дожидаясь скорой.
Моя подруга Рене Казимир сообщила мне, что, судя по электрокардиограмме, сердце еще билось в течение очень короткого времени. Я поблагодарила небо. Но всего через несколько минут Рене сказала, что врачи оказались бессильны: Джо больше не было. Случись это в Париже, его, возможно, удалось бы спасти...

Я была в глубоком шоке, словно в другом измерении, не могла ни делать что-либо, ни даже думать о чем-либо. Решение о проведении перед отправкой тела Джо в Соединенные Штаты религиозной службы было принято друзьями Джо.
Служба была проведена в морге Папеэте. “Обычай требует, чтобы на тело усопшего положили кусочек ткани от одежды матери”, сказал раввин. Он отрезал кусочек от моей белой туники, которую я носила с брюками, и положил его на тело моего сына. Конечно, я храню эту тунику до сих пор.

Я поцеловала Джо. Мне хотелось остаться с ним, но его друзья увели меня”...

Отредактировано Lucia Mendez (30th Apr 2010 04:58)

0

73

Глава двадцать первая

… Сентябрь восьмидесятого года. Трансляция последнего концерта Дассена в парижском зале “ Олимпия”. Я, тринадцатилетняя девчонка сижу перед экраном телевизора, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно движение, хоть один звук, хоть одну ноту мимо замершей на краю восторга и горечи души. Мимо сердца. Иногда очки мешают мне: я не могу вытереть бегущих слез. Но снять очки я боюсь: вдруг я не увижу какого то жеста, движения, какой то мимолетной улыбки, блеска глаз?! Я впитываю его облик, всего Его - в себя. А Он…. Он поет только для меня. Мне не кажется, так оно и есть! Эта самая волшебная песня, негласный гимн всех влюбленных Франции “ Кафе три голубя”. Ее поет вместе с Дассеном весь зал. Для одной меня? Это смешно и нелепо, но я знаю, что эта песня - только моя……………

Если это не любовь, то что это тогда??!

Пройдет много лет, и я переведу строки песни. Там, действительно, будет звучать то вечное, библейское, чему всегда подчиняется, на что всегда безудержно откликается мое сердце: “…Любовь - вовек пребывает”. В бесхитростных, рифмованных куплетах затаится для меня отныне и навсегда вся суть Любви:

"Весенний Нанси так безумно красив,

Любуется нашей любовью

Походит на полдень И в солнце застыв

Он так безмятежно спокоен!

А мы говорим, мы не можем молчать.

Мы солнцу в любви признаемся.

О чувстве готовы мы миру кричать.

На фото беспечно смеемся.

Залиты терассы каскадом лучей.

Как много здесь света и шума!

А мы влюблены. В ожиданье ночей

С их свежестью тихой и лунной

Мы повстречались в кафе трех голубей

Скрыть не сумели любовь,

И почти не пытались.

Думали вместе мы с ней, только - с ней….

Мы ничего не имели.

О жизни вдвоем нам мечталось! ©

http://s54.radikal.ru/i143/1003/b3/a7987e636acc.jpg

Глава двадцать вторая, заключительная

Я почти никогда не видела его во сне четко и определенно. Мне снится обычно лишь его голос: теплота и та обволакивающая волшебность, что называется "шармом Дассена". Я различаю все богатство интонаций, звуков, едва уловимых нот, различаю саксофон, скрипку, банджо, столь лю-бимую им гитару, флейту. Но почти никогда - лицо.. И лишь однажды я совершенно четко видела картину, нарисованную прихотливостью сна. Джо сидит на берегу океана, прямо на пляжной полосе, позади него волны лижут песок. Он весь в белом, но, как истинный Артист, не боится запачкать свой ослепительный, элегантный костюм. Он что - то напевает вполголоса.

Это едва различимая, очень нежная мелодия, похожая на дрожание звезды в водяных бликах, на стон падающей с листьев росы, на аромат дождя. …Летнего дождя, который я так люблю.

В руках у Джо вместо микрофона обычная сухая веточка. "Где он взял ее? - недоумеваю я, стоя чуть в стороне, и наблюдая за его движениями. - На пляже ведь нет деревьев!" Словно прочитав мои мысли, Джо с улыбкой протягивает мне руку и усаживает рядом с собою на песок. Я вдыхаю полною грудью соленую свежесть океана. Я очень хорошо ощущаю ее во сне. Как и теплоту руки Джо. В молчании проходит несколько минут, но они не томительны. Наоборот, легки… Кажется, мы способны понимать друг друга совершенно без слов. Как это всегда и бывает во сне. И вот так вот, молча, заворожено, душою, я вдруг задаю Джо странный вопрос :

" Какое у Вас второе имя? Я не могу отыскать его в памяти, хотя знаю, что оно у Вас есть!" Кивнув головой, он молча чертит веточкой на песке букву "А", с улыбкой глядя на меня… Волны почти лежат у наших ног, они быстро смывают легкий след тоненькой палочки, но что то словно вспыхивает внутри меня и я тотчас вспоминаю, здесь, во сне… Или нет, уже почти проснувшись, надпись на могильном камне Лос-Анджелесского еврейского кладбища : " Джозеф - Айра - Дассен" 1938 - 1980." Эту надпись я видела лишь однажды. На фотографии размещенной в Интерне-те. Ошеломленная столь яркой явью сна, какой то его знаковостью, два дня спустя я начала писать эту книгу………..

Эпилог

…В ней я впервые для самой себя осмелилась рассказать о странном романе, которого не было никогда. И который - был, несомненно. О романе моей Души с душою великого Артиста, которого больше тридцати лет уже нет на этой Земле. Чья Душа свободным альбатросом давно парит в небесах. И оттуда поет мне песню. Мою песню. Песню для меня. Пусть она звучит только во сне. Это неважно. Я отлично слышу ее. Она не требует перевода, эта песня, которой не было. И которую я знаю - наизусть, до пронзительного холодка в сердце.

Последняя песня Джо Дассена. Песня, над которой властвует сон. В ней - расплавленные краски заката, аромат спелых яблок, шум тихого ночного дождя. Капли падают прямо в воду, прямо в мою ладонь, скатываются с нее, подобно теплому жемчугу, тонут в траве, которая окутывает меня пряным, сладковатым запахом. Нежность, разлитая в этой песне, окутывает меня. Она дарит мне вместе с ласковыми нотами прощания, едва уловимый восторг надежды, восторг жажды Жизни. Тот самый, который всегда присутствовал почти во всех незамысловатых и искренних шедеврах великого артиста Франции, "Короля и бога песни".

Различая все мыслимые и немыслимые оттенки песни все ее интонации, все нюансы, аккорды, ноты, не только воображением, не только самым восторженным краем души и холодной рассудочностью ума, который и во сне - не дремлет, и во сне - сверхчуток - я понимаю лишь одно. Смерти нет. Времени не существует. И Джо Дассен по прежнему- жив. Он - вне времени. Вне Небытия……….

И, кажется, я все еще - люблю его. Быть может, еще сильнее, чем прежде. И не боюсь в этом признаться не только самой себе, а всем, кто будет читать эту книгу. Она не похожа на обычную биографию. Эта книга о любви. О романе, которого не было никогда. Но если, все описанное здесь, - не роман, то, что же это тогда?! Есть ли иное название этому всплеску чувств, воспоминаний и ощущений? Подскажи же мне, читатель?….

Это интересно

Отредактировано Lucia Mendez (30th Apr 2010 05:02)

0

Похожие темы


Вы здесь » Daydream » Певцы » Джо Дассен / Joe Dassin