У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Daydream

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni


Мария Тальони / Maria Taglioni

Сообщений 31 страница 40 из 40

31

http://uploads.ru/i/B/a/A/BaAYD.jpg

Кста­ти, сам им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I был в вос­тор­ге от Та­льо­ни и, как пи­са­ли, ста­рал­ся не про­пу­стить ни од­но­го из спек­так­лей, при­ве­зен­ных ею в Пе­тер­бург. Де­ло тут, ко­неч­но, не в его при­стра­стии, как ча­сто пи­шут, «к ба­ле­ри­нам» — мож­но по­ду­мать, что толь­ко один им­пе­ра­тор ими и увле­кал­ся. Нет, по всей ви­ди­мо­сти, оду­хо­тво­рен­ность тан­ца Та­льо­ни, ее «нечто» воз­дей­ство­ва­ли на его ли­шен­ную сан­ти­мен­тов ду­шу. Из­вест­но, что он не раз при­гла­шал ба­ле­ри­ну в цар­скую ло­жу, по­зна­ко­мил ее с им­пе­ра­три­цей и, ве­ро­ят­но, вел се­бя с ней на­столь­ко рас­по­ла­га­ю­ще, что поз­во­ли­ло ей без вся­ко­го тре­пе­та как-то ска­зать им­пе­ра­то­ру: «Ка­кая же оча­ро­ва­тель­ная нож­ка у ва­шей же­ны!»

Од­на­жды пуб­ли­ка и во­все от­ка­за­лась ве­рить сво­им гла­зам: Ни­ко­лай I по­сле ан­трак­та спу­стил­ся из цар­ской ло­жи в зал, ве­ли­ча­во про­ше­ство­вал по про­хо­ду и сел, ви­ди­мо, в за­ра­нее осво­бож­ден­ное ме­сто в пер­вом ря­ду пар­те­ра. Тут же к нему при­со­еди­нил­ся и его брат ве­ли­кий князь Ми­ха­ил Пав­ло­вич. Это бы­ло на­ру­ше­ни­ем вся­ко­го эти­ке­та, но ко­гда тан­цу­ет Та­льо­ни — им­пе­ра­то­рам то­же не до пра­вил.

Пе­ред Та­льо­ни в Пе­тер­бур­ге от­кры­лись две­ри са­мых из­вест­ных ари­сто­кра­ти­че­ских го­сти­ных. Вез­де она про­из­во­ди­ла впе­чат­ле­ние да­мы с без­уко­риз­нен­ны­ми ма­не­ра­ми, скром­ной и ми­лой. Ее туа­ле­ты, без­упреч­но сдер­жан­ные, но эле­гант­ные, с изю­мин­кой, за­став­ля­ли смот­реть во все гла­за и, ко­неч­но, под­ра­жать. Так, в мо­ду во­шла «шляп­ка Та­льо­ни». Рас­ска­зы­ва­ли, что од­на­жды мо­дист­ка, уви­дев на го­ло­ве ба­ле­ри­ны свое оче­ред­ное из­де­лие, чуть не рас­пла­ка­лась: «Что вы на­де­ла­ли! Я спе­ци­аль­но ото­гну­ла по­ля ва­шей шляп­ки, чтобы они не по­мя­лись, а вы так ее и на­де­ли!» — «По­ми­луй­те, — обес­ку­ра­жен­но оправ­ды­ва­лась Та­льо­ни, — я ду­ма­ла ее так и по­ла­га­ет­ся но­сить». Не сто­ит и го­во­рить о том, ка­кие шляп­ки тут же во­шли в мо­ду.

Воз­душ­ные оде­я­ния Силь­фи­ды так­же об­ре­ли по­клон­ниц и в Па­ри­же, и в Пе­тер­бур­ге. Как все­гда, мод­ни­цы да­же пе­ре­усерд­ство­ва­ли: для боль­шей воз­душ­но­сти они на­ши­ва­ли на мно­го­слой­ные юб­ки во­ла­ны дли­ной не в один де­ся­ток мет­ров.

0

32

По­яви­лись «ка­ра­мель­ки Та­льо­ни», сби­тый из сли­вок «торт Та­льо­ни». Из­ме­нил­ся те­ат­раль­ный эти­кет: с лег­кой ру­ки ар­хи­тек­то­ра Дю­пон­ше­ля рус­ские по­чи­та­те­ли те­перь мог­ли за­ва­ли­вать сво­их ку­ми­ров бу­ке­та­ми. Ста­ло при­ня­то вы­зы­вать ак­те­ров и вы­хо­дить на по­кло­ны пуб­ли­ке столь­ко, сколь­ко она это­го за­хо­чет. Дам­ская же часть зри­те­лей по­лу­чи­ла пра­во вы­ра­жать свои эмо­ции ап­ло­дис­мен­та­ми, что рань­ше счи­та­лось на­ру­ше­ни­ем при­ли­чий.

Но все эти ми­лые при­ме­ры вли­я­ния ба­ле­ри­ны на сво­их совре­мен­ни­ков, ко­неч­но же, за­сло­ня­ют­ся ве­ща­ми ку­да бо­лее су­ще­ствен­ны­ми. «Ма­рию Та­льо­ни, — пи­сал один из рус­ских кри­ти­ков, — нель­зя на­зы­вать тан­цов­щи­цей: это — ху­дож­ни­ца, это — по­эт в са­мом об­шир­ном зна­че­нии это­го сло­ва. По­яв­ле­ние Та­льо­ни на на­шей сцене при­нес­ло неве­ро­ят­ную поль­зу все­му на­ше­му ба­ле­ту, и в осо­бен­но­сти на­шим мо­ло­дым тан­цов­щи­цам».

http://uploads.ru/i/X/I/4/XI4Kj.jpg

Од­на воз­мож­ность ви­деть Та­льо­ни на сцене яв­ля­лась хо­ро­шим уро­ком для про­фес­сио­на­лов. К ней при­ез­жа­ли тан­цо­ры из мос­ков­ско­го Боль­шо­го те­ат­ра. За­ни­мать­ся же у нее в клас­се, ко­то­рый она ста­ла ве­сти в Пе­тер­бур­ге, бы­ло вы­ше вся­кой шко­лы. В Пе­тер­бур­ге уче­ни­цей Та­льо­ни сре­ди дру­гих ста­ла за­ме­ча­тель­ная рус­ская тан­цов­щи­ца Еле­на Ан­дре­я­но­ва. За­ня­тия с ве­ли­кой ба­ле­ри­ной раз­ви­ли в ней ро­ман­ти­че­скую сто­ро­ну ее да­ро­ва­ния. Это по­мог­ло ба­ле­рине бле­стя­ще ис­пол­нить глав­ную пар­тию в ба­ле­те Ада­на, по­став­лен­ном в 1842 го­ду в Пе­тер­бур­ге. Ан­дре­я­но­ва ста­ла пер­вой рус­ской Жи­зе­лью.

Вли­я­ние Та­льо­ни вы­ра­зи­лось и в страст­ном, воз­ник­шем вдруг увле­че­нии пе­тер­бурж­цев са­мых раз­ных сло­ев на­се­ле­ния тан­ца­ми. Всем за­хо­те­лось кра­си­во дви­гать­ся, иметь та­кие же изящ­ные ма­не­ры, как у той, имя ко­то­рой не схо­ди­ло с уст. Ве­ро­ят­но, эта аура все­об­ще­го ожив­ле­ния, вос­тор­га и теп­ло­ты, с ко­то­ры­ми го­во­ри­ли о ней, вли­я­ла на Та­льо­ни. У нее бы­ло хо­ро­шее рас­по­ло­же­ние ду­ха. Она и са­ма мог­ла бы ули­чить се­бя в неожи­дан­ных по­ступ­ках. Взя­ла вдруг и со­чи­ни­ла му­зы­ку для гаво­та, из­дан­ную под на­зва­ни­ем «Та­льо­ни­гавот». На од­ном из ба­лов его ис­пол­ни­ли 120 де­во­чек в ро­зо­вых пла­тьях под лич­ным ру­ко­вод­ством ар­тист­ки. Но «Та­льо­ни-гавот» тан­це­ва­ли и в бо­лее скром­ных апар­та­мен­тах. Его тан­це­ва­ли вез­де и по­всю­ду. До­ста­точ­но ска­зать, что га­зе­ты со­об­ща­ли «со­вер­шен­но неве­ро­ят­ное из­ве­стие о том, что но­ты вы­дер­жа­ли в Рос­сии за три ме­ся­ца два­дцать два из­да­ния».

0

33

Ве­ро­ят­но, пра­вы бы­ли те, кто счи­тал, что Та­льо­ни «при­над­ле­жа­ла бо­лее об­ла­сти ху­до­жеств, чем те­ат­раль­ным под­мост­кам. Она об­ра­зо­вы­ва­ла вкус на­шей пуб­ли­ки, при­уча­ла ее к изящ­но­му, на­учи­ла ее чув­ство­вать ис­тин­ную гра­цию».

В сво­их вос­по­ми­на­ни­ях дочь из­вест­но­го ар­ти­ста Брян­ско­го Го­ло­ва­че­ва-Па­на­е­ва пи­шет о по­се­ще­нии Та­льо­ни те­ат­раль­но­го учи­ли­ща в Пе­тер­бур­ге:

«Она бы­ла очень некра­си­ва, ху­день­кая-преху­день­кая, с ма­лень­ким жел­тым ли­цом в мел­ких мор­щин­ках. Я крас­не­ла за вос­пи­тан­ниц, ко­то­рые по­сле тан­цев окру­жа­ли Та­льо­ни и, при­да­вая сво­е­му го­ло­су умиль­ное вы­ра­же­ние, го­во­ри­ли ей: «Ка­кая ты ро­жа, ка­кая ты смор­щен­ная!» Та­льо­ни, во­об­ра­жая, что ей го­во­рят ком­пли­мен­ты, ки­ва­ла им с улыб­кой и от­ве­ча­ла: «Спа­си­бо, мои дет­ки!» Эта юная же­сто­кость, по сча­стью, так и не об­на­ру­жен­ная ба­ле­ри­ной, с лих­вой оку­па­лась та­кой лю­бо­вью по­клон­ни­ков, что по­рой невоз­мож­но от­ли­чить прав­ду от небы­валь­щи­ны. Ка­кой-то ку­пец вы­про­сил раз­ре­ше­ние сде­лать обо­дья ко­лес эки­па­жа ба­ле­ри­ны из чи­сто­го се­реб­ра. Груп­па офи­це­ров вы­ку­пи­ла ба­лет­ные ту­фель­ки Та­льо­ни, по­ли­ла их со­усом и, раз­ре­зав на кус­ки, по­ужи­на­ла ими. По­доб­ным ку­рье­зам по­те­ря­ли счет, как и бо­га­тым под­но­ше­ни­ям, дра­го­цен­но­стям, из ко­то­рых за «пе­тер­бург­скую пя­ти­лет­ку», на­вер­ное, мож­но бы­ло со­ста­вить кол­лек­цию.

Пе­тер­бург­ские го­но­ра­ры ба­ле­ри­ны пре­вы­ша­ли па­риж­ские. Кро­ме то­го, в кон­трак­те она ого­ва­ри­ва­ла не один бе­не­фис в год, что во­об­ще не прак­ти­ко­ва­лось. На бе­не­фис­ные спек­так­ли ар­тист мог сам на­зна­чить це­ну на би­ле­ты и имел всю вы­руч­ку спол­на. Это де­ла­ло для Та­льо­ни по­доб­ные ме­ро­при­я­тия су­пер­при­быль­ны­ми. Ве­ро­ят­но, по­это­му, из­ба­ло­ван­ная ими, она не смог­ла до­го­во­рить­ся с ди­рек­то­ром мос­ков­ских те­ат­ров За­гос­ки­ным, хо­тя очень хо­те­ла уви­деть древ­нюю рус­скую сто­ли­цу и вы­сту­пить там.

С нескры­ва­е­мым осуж­де­ни­ем по­те­ряв­ших го­ло­ву «та­льо­ни­стов» один из совре­мен­ни­ков пи­сал: «На­до бы­ло ви­деть, как так на­зы­ва­е­мые рос­си­яне спе­ши­ли за­кла­ды­вать по­след­нее свое скуд­ное име­ние, чтобы толь­ко иметь сча­стье при­не­сти свои день­ги на бе­не­фис Та­льо­ни… Так на­зы­ва­е­мый по­ря­доч­ный че­ло­век, встре­ча­ясь с по­доб­ным се­бе, сты­дил­ся, ес­ли он про­пу­стил ка­кое-ни­будь пред­став­ле­ние…»

Ма­гия та­лан­та. Что мож­но с ней по­де­лать! Она увле­ка­ет че­ло­ве­ка вне за­ви­си­мо­сти от его зва­ния и по­ло­же­ния. В жур­на­ле «Рус­ская Ста­ри­на» за 1888 год при­ве­ден рас­сказ внуч­ки из­вест­но­го пи­са­те­ля и мис­си­о­не­ра ар­хи­манд­ри­та Иа­к­ин­фа Би­чу­ри­на, ко­то­рая рас­ска­зы­ва­ет, как, несмот­ря на свой сан, дед с боль­шим риском для ре­пу­та­ции при­е­хал в те­атр, спря­тал­ся в за­кры­той ло­же, чтобы уви­деть Та­льо­ни в ба­ле­те «Де­ва Ду­ная».

http://uploads.ru/i/V/t/p/VtpPb.jpg
Мария Тальони в балете "Сильфида"

0

34

http://uploads.ru/i/V/b/Z/VbZCz.jpg

По­след­нее вы­ступ­ле­ние ба­ле­ри­ны в Пе­тер­бур­ге со­сто­я­лось 1 мар­та 1842 го­да. Ее вы­зы­ва­ли 18 раз. По окон­ча­нии спек­так­ля она об­ра­ти­лась к зри­те­лям со сло­ва­ми о том, что в стране с нещад­ны­ми мо­ро­за­ми ей все­гда бы­ло теп­ло.

С Рос­си­ей Та­льо­ни дей­стви­тель­но свя­зы­ва­ли креп­кие узы: она вы­да­ла свою дочь за кня­зя А.В. Тру­бец­ко­го. Во вре­мя же пе­тер­бург­ских га­стро­лей про­изо­шла ее встре­ча с дво­ю­род­ны­ми сест­ра­ми и бра­тья­ми. Это бы­ли де­ти род­ной те­ти ба­ле­ри­ны, вы­шед­шей за­муж за рус­ско­го ге­не­ра­ла.

В се­ре­дине мар­та то­го же го­да «Ве­до­мо­сти Санкт-Пе­тер­бург­ской по­ли­ции» объ­яв­ля­ли: «По слу­чаю ско­ро­го отъ­ез­да г-жи Та­льо­ни про­да­ют­ся у нее ме­бель, брон­за, сто­ло­вые и чай­ные сер­ви­зы, ку­хон­ная по­су­да и пр.» А поз­же «Се­вер­ная пче­ла» со­об­щи­ла, что в квар­ти­ре ба­ле­ри­ны со­бра­лась луч­шая пуб­ли­ка, и все ве­щи бы­ли рас­куп­ле­ны. Каж­дый хо­тел иметь па­мять о вос­хи­ти­тель­ной ар­тист­ке, и мно­гие «слез­но про­си­ли па­ру баш­мач­ков ар­тист­ки за ка­кую угод­но це­ну».

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I рас­по­ря­дил­ся по­ста­вить в цар­ской ло­же брон­зо­вую фигур­ку Та­льо­ни. Пе­тер­бург­ский те­ат­рал Р. Зо­тов в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях пи­сал: «Она уеха­ла и оста­ви­ла по­сле се­бя та­кую пу­сто­ту, ко­то­рая ужас­ну­ла».

0

35

И все-та­ки де­ло шло к за­ка­ту. По­яв­ля­лись име­на, ко­то­рые мо­ло­дые ба­ле­то­ма­ны про­из­но­си­ли с вос­хи­ще­ни­ем. До Та­льо­ни все ча­ще до­ле­та­ло: Фан­ни Чер­ри­то…

18 мар­та 1840 го­да в Ко­ролев­ском те­ат­ре яб­ло­ку негде бы­ло упасть. В этот ве­чер две ба­ле­ри­ны — Та­льо­ни и Чер­ри­то — долж­ны бы­ли тан­це­вать од­на вслед дру­гой. Ини­ци­а­то­ром этой свое­об­раз­ной ду­э­ли вы­сту­пи­ла са­ма «бо­же­ствен­ная Ма­рия». Опыт ре­шил по­ме­рить­ся си­ла­ми с мо­ло­до­стью. В за­ле сто­я­ло на­пря­же­ние, как пе­ред на­ча­лом бо­е­вых дей­ствий. Ста­ри­ки бы­ли за Та­льо­ни, мо­ло­дежь — за Чер­ри­то.

http://uploads.ru/i/S/L/4/SL4Jv.jpg
Мария и Поль Тальони в балете Сильфида

Та­льо­ни еще раз про­де­мон­стри­ро­ва­ла то со­вер­шен­ство, ко­то­рое ста­ло для нее нор­мой. А мо­ло­дая, гра­ци­оз­ная со­пер­ни­ца, сна­ча­ла сник­нув­шая под впе­чат­ле­ни­ем уви­ден­но­го, в кон­це кон­цов, мах­нув на все ру­кой, тан­це­ва­ла вза­хлеб, как в по­след­ний раз, дав вы­ход при­род­но­му азар­ту. Зал за­мер… В сущ­но­сти, это бы­ла ду­эль двух сти­лей: бла­го­род­ства, чи­сто­ты клас­си­ки и той эф­фект­но­сти дви­же­ний в тан­це, ко­то­рые оли­це­тво­ря­ла тем­пе­ра­мент­ная ита­льян­ка.

…Ми­нут­ная па­у­за, и зал взо­рвал­ся. С од­ной сто­ро­ны кри­ча­ли: «Чер­ри­то! Чер­ри­то! До­лой Та­льо­ни!» С дру­гой нес­лось не ме­нее гром­кое: «Та­льо­ни! Та­льо­ни! До­лой Чер­ри­то!» В этот мо­мент сре­ди неистов­ство­вав­ше­го за­ла не ока­за­лось глав­но­го судьи — Вре­ме­ни, ко­то­рое по­след­ним вы­но­сит свой вер­дикт, и его труд­но об­жа­ло­вать. Вре­мя оста­ви­ло по­бе­ду за Та­льо­ни.

0

36

Зем­ным бо­гам до­ста­ет­ся не ме­нее горь­кая ча­ша, чем про­стым смерт­ным. И Та­льо­ни при­шлось ис­пить ее до дна. Она под­да­лась на уго­во­ры неуго­мон­но­го от­ца, ко­то­рый на­ста­и­вал на ре­ван­ше. Тот при­ду­мал но­мер, смысл ко­то­ро­го за­клю­чал­ся в тан­це Ма­рии на сте­бель­ках цве­тов. Ра­зу­ме­ет­ся, ро­зы, ане­мо­ны, тюль­па­ны бы­ли за­креп­ле­ны на упру­гой пру­жине, за проч­ность ко­то­рой мож­но бы­ло по­ру­чить­ся. Но здесь в хо­рео­гра­фию вплел­ся из­бы­ток трю­ка­че­ства. Но­мер, по­ка­зан­ный в Лон­доне, успе­ха не имел.

Раз­дра­жен­ная Ма­рия по­спе­ши­ла пе­ре­брать­ся в Ита­лию и тут в ми­лан­ском те­ат­ре Ла Ска­ла про­дол­жа­ла борь­бу за паль­му пер­вен­ства сре­ди ба­лет­ных прим. Как горь­ко за­ме­тил один кри­тик, «Та­льо­ни за­бы­ла, что для тан­цов­щи­цы су­ще­ству­ет толь­ко од­но вре­мя го­да — вес­на, и очень ред­ко уда­ет­ся ей за­хва­тить еще неболь­шую часть ле­та».

В те­ат­раль­ных ка­лен­да­рях Па­ри­жа от­ме­че­ны две да­ты по­след­них по­яв­ле­ний Та­льо­ни на пуб­ли­ке — 1840 и 1844 го­ды. Но «быв­шая воз­душ­ная «Тень» бы­ла дей­стви­тель­но толь­ко те­нью преж­ней лег­ко­кры­лой тан­цов­щи­цы».

http://uploads.ru/i/5/t/9/5t9bE.jpg

Ссылка

0

37

В 1870-х го­дах Та­льо­ни по­се­ли­лась в Лон­доне, да­вая уро­ки в ари­сто­кра­ти­че­ской сре­де. В част­но­сти, она учи­ла тан­це­вать сы­на ко­роле­вы Вик­то­рии прин­ца Уэль­ско­го. Счи­та­ла ли она это де­лом пре­стиж­ным или все-та­ки вы­нуж­ден­ным? Из­вест­но толь­ко, что к кон­цу жиз­ни от ее круп­но­го со­сто­я­ния ни­че­го не оста­лось, и она вы­нуж­де­на бы­ла счи­тать каж­дый грош — те­перь уже из-за на­сущ­ной необ­хо­ди­мо­сти.

http://uploads.ru/i/C/R/T/CRT7y.jpg
Ари Шеффер. Портрет Марии Тальони

Как пе­ре­но­си­ла она пол­ное ис­чез­но­ве­ние сво­ей фан­та­сти­че­ской по­пуляр­но­сти? Впро­чем, у нее хва­та­ло пе­ре­жи­ва­ний, пе­ред ко­то­ры­ми все крах и су­е­та. Во вре­мя Фран­ко-прус­ской вой­ны Та­льо­ни по­лу­чи­ла со­об­ще­ние о ги­бе­ли сы­на. Оно ока­за­лось оши­боч­ным — он был толь­ко тя­же­ло ра­нен. Но это на­до бы­ло пе­ре­жить. На­сту­па­ла та по­ра жиз­ни, ко­гда все про­шлые три­ум­фы, блеск и по­кло­не­ние ка­жут­ся сказ­кой, рас­ска­зан­ной про ко­го-то дру­го­го.

Ма­рия Та­льо­ни умер­ла 22 ап­ре­ля 1884 го­да в ка­нун сво­е­го 80-ле­тия.

Па­мя­тью о ней бу­дет каж­дая но­вая Силь­фи­да в бе­ло­снеж­ной пач­ке и вен­чи­ке на го­ло­ве, со­вер­ша­ю­щая свой по­лет в дерз­кой на­деж­де упо­до­бить­ся той, что ста­ла веч­ным сим­во­лом кра­со­ты и бла­го­род­ства.

0

38

http://uploads.ru/i/t/a/r/tarGV.jpg

http://uploads.ru/i/V/p/1/Vp1hR.jpg

0

39

http://uploads.ru/i/F/f/h/Ffhta.jpg

http://uploads.ru/i/f/T/o/fTo6H.jpg

0

40

http://uploads.ru/t/l/e/D/leD4t.jpg

http://uploads.ru/i/t/e/r/tersL.jpg

0


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni