…С тех пор как Айседора увидела на Всемирной выставке работы Родена, ее преследовало желание познакомиться с мастером. И однажды она появилась в мастерской скульптора и увезла его в свою студию, чтобы станцевать перед ним.
«Он пристально смотрел на меня сверкающими глазами из-под полуопущенных век, а затем с тем же выражением, которое было на его лице, когда он стоял перед своими работами, он подошел ко мне… Он начал мять все мое тело, словно оно было из глины. Из него излучался жар, опалявший и разжигавший меня…» (А. Дункан, «Моя жизнь»).
Отвергнув притязания скульптора, впоследствии Айседора очень «раскаивалась в этом ребяческом ложном понимании», которое лишило ее «случая отдать свою девственность самому великому Пану, могучему Родену».
Сделать это пришлось с венгерским актером Оскаром Бережи, названным в ее книге просто Ромео. Познав с танцовщицей все радости любви, он стал говорить об их женитьбе как о деле решенном и даже повел Айседору выбирать квартиру. На ее вопрос, чем она будет заниматься в Будапеште, ответил: «У тебя каждый вечер будет ложа, из которой ты станешь смотреть на мою игру, а затем ты научишься подавать мне все мои реплики и помогать мне при разучивании ролей». Поистине достойное занятие для той, что собралась своим искусством покорить весь мир!
Ромео в конце концов покинул свою Джульетту…
Но что значили все страдания по сравнению с тем триумфом, что ждал ее в Европе?