У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Daydream

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni


Мария Тальони / Maria Taglioni

Сообщений 11 страница 20 из 40

11

Знаменитая танцовщица пробыла в Петербурге до 1842 года, но с каждым сезоном ее успех становился все меньше и меньше и уже не приносил полного сбора в театре. А рискнув выступить в русской пляске, бедная Мария была ошикана публикой… Зато именно в Петербурге нашла приличную партию для своей дочери – отпрыска князей Трубецких. После трогательного прощания она навсегда покинула Россию. В 1847 году прославленная танцовщица оставила сцену и поселилась в своем палаццо на озере Комо.

В 1860-м Мария Тальони стала педагогом-репетитором Эммы Ливри, восходящей звезды «Гранд-опера», в которой видели новую Сильфиду. Два с половиной года спустя Эмма погибла от тяжелых ожогов: пламя газового рожка воспламенило пачку Сильфиды. Для нее Мария поставила единственный балет – «Бабочку» на музыку Жака Оффенбаха. Но только «Сильфида» получила продолжительную жизнь на балетной сцене: все остальные спектакли тальониевского репертуара были прочно забыты уже к середине XIX века.

http://uploads.ru/t/P/7/f/P7flW.jpg
Три грации. Чарльз Шаллон.

0

12

...ее ноги были бриллиантовыми, а ее танец в буквальном смысле слова заставлял зрителей плакать от счастья. А еще - она была первой балериной, вставшей на пуанты.

Туфельки под соусом. Это случилось в 1832 году на премьере балета "Сильфида", поставленного для дочери ее отцом, балетмейстером Филиппо Тальони. Встав на пальцы, Тальони добилась впечатления нереальности, отрешенности, иллюзии парения над землей. Конечно, те давние балетные пуанты (от французского "pointe" - острие, кончик) отличались от современных, более жестких в носке, разнообразных по цвету и фактуре, но эффект они произвели грандиозный.

В Петербурге, где к Тальони относились с особенным восторгом, после ее отъезда пара ее балетных туфель была куплена за 200 рублей, разыграна в лотерею и съедена под соусом поклонниками.

http://uploads.ru/i/8/T/v/8TvJm.jpg

А вообще Тальони впервые предстала перед петербургскими зрителями в 1837 году. Это был не успех, а триумф. Имя ее приобрело такую популярность, что появилась карамель "Тальони", вальс "Возврат Марии Тальони" и даже шляпы "Тальони". Каратыгин написал водевиль "Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони", в которой пользовался популярностью следующий куплет:

"Тальони прелесть, удивленье,
Так неподдельно хороша,
Что у нее в простом движенье
Заметна дивная душа...
Об ней не рассказать словами,
Не обсудить ее умом;
Что говорит она ногами,
Того не скажешь языком".

0

13

http://uploads.ru/i/k/C/h/kCh3K.jpg

Облако из газа. Но кроме балетных пуантов Мария Тальони преподнесла искусству и зрителям еще одну новинку, также впервые представшую в балете "Сильфида", - белоснежную пачку, ставшую вскоре символом романтического балета. Это "облако из газа" придумал художник и модельер Эжен Лами. Легкая невесомая туника, формой напоминающая полураспустившийся цветок, не только помогала танцовщице выполнять невесомые, но технически сложные прыжки, но, казалось, излучала особый, неземной свет, столь необходимый для романтического балета. Правда, тот образ, который воплощала Тальони на сцене, задолго до премьеры предлагали парижанкам все модные журналы. Открытые плечи, струящиеся потоки легкой ткани, некоторая отрешенность.

Зато парижские модницы в свою очередь позаимствовали у балетной героини ее воздушную шаль: наброшенная на плечи и спадающая на руки, она придавала дамскому силуэту меланхолический облик, словно остановленной в полете сильфиды.

0

14

Но, конечно, главным в искусстве Тальони, родившейся 23 апреля 1804 года в Стокгольме, был ее танец. Основы танца она начала осваивать в восемь лет, а ее дебют состоялся 1 июня 1822 года в Венском театре в партии Нифмы, в балете "Прием юной нимфы при дворе Терпсихоры", поставленном ее отцом.
Современники Тальони рассказывают, что она после ежедневного урока, который давал ей отец, часто без чувств падала на пол. Таким кровавым трудом доставалось ей получасовое вечернее торжество.

Во время дебюта в "Нимфе" юная артистка была так взволнована, что забыла первое па, но не растерялась и начала импровизировать. Артисты были поражены, а публика так очарована танцем Тальони, что вызывала ее на поклоны восемь раз.

http://uploads.ru/i/H/I/9/HI95G.jpg

0

15

Сценические успехи Тальони с каждым новым ее появлением на сцене становились все более впечатляющими. Куда бы она ни приезжала, ей устраивали восторженный прием. Наконец, в 1828 году Мария впервые станцевала в Парижской опере и буквально захватила в плен парижан. После ее дебюта директор Парижской оперы поднес балерине контракт на серебряном подносе. А когда она выступила в Париже в "Сильфиде", один из поклонников был до такой степени восхищен ее игрой, что сорвал со шляпки сидевшей рядом с ним дамы букетик цветов, бросил его к ногам артистки и от восторга заплакал.

http://uploads.ru/i/A/Q/I/AQISo.jpg

Единственная. Восторженным отзывам критиков и поклонников балета о танце Тальони нет числа. Фаддей Булгарин, говоря о Тальони, называет ее "единственной танцовщицей в мире, которая осуществила своими танцами все, что до сих пор нам казалось несбыточным вымыслом поэтов, полувоздушная, грациозная женская фигура на древних вазах и медалях. Ни до нее, ни после нее не будет равной ей, - с уверенностью провидца утверждает Булгарин. И добавляет: - Люди, не любящие вообще балета, прикованы к нему танцами и игрою Тальони. Это - гений танцев... выше, нежели был гений Байрона в своем роде". А другие, не менее восторженные почитатели артистки уверяли, что Тальони, подобно чудной, магической скрипке Паганини, никогда не имела соперниц.

0

16

Хотя в реальной жизни артистка не производила особенного впечатления. Так, одна из современниц вспоминает, что, увидев ее днем, без грима, поразилась, какая она некрасивая, худенькая-прехуденькая, с маленьким желтым лицом в мелких морщинах. Но что такое реальность по сравнению со сценическим обаянием и танцевальной гениальностью Тальони! Да еще глаза, ее глаза - чудные, бархатные, таинственные.

Она и впрямь была не танцовщицей из крови и плоти, а неземным, невесомым созданием, таинственной тенью, которую и станцевала с ошеломляющим успехом в балете "Тень", сочиненном Филиппо Тальони для своей дочери. Это была необыкновенная, удивительная женщина... поражают ее доброта и доброжелательность. У Тальони, после того как она покинула сцену, была ученица Эмма Ливри.

http://uploads.ru/i/x/Y/g/xYgjn.jpg

0

17

http://uploads.ru/i/X/i/2/Xi2DB.jpg

Когда Ливри в первый раз танцевала в балете "Сильфида", где блистала сама Тальони, Эмме за кулисы принесли от Тальони цветы, в которые была вложена записка. А в записке потрясающие слова: "Танцуйте так же прекрасно и дальше, позвольте всем забыть меня, но только вы меня не забывайте!"Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе, похоронена на кладбище Пер-Лашез. На надгробии следующая эпитафия: «Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi» (Земля, не дави на нее слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе).Марию Тальони не забыли. Она и сегодня один из самых чарующих и притягательных мифов балетного театра.

Могила Тальони
http://uploads.ru/t/l/r/O/lrO1J.jpg

0

18

Ис­то­рия жиз­ни и твор­че­ства ба­ле­ри­ны Ма­рии Та­льо­ни очень по­хо­жа на всем из­вест­ную сказ­ку о неожи­дан­ном пре­вра­ще­нии утен­ка в ле­бе­дя. Раз­ни­ца это­го сю­же­та лишь в том, что чу­дес­ное пре­вра­ще­ние осу­ще­стви­лось не «во­лею су­деб», а бла­го­да­ря соб­ствен­ной си­ле во­ли и неис­ся­ка­е­мо­му вдох­но­ве­нию ба­ле­ри­ны, как са­мо­му силь­но­му ис­точ­ни­ку ее лег­ко­кры­лых по­бед.

По всей ви­ди­мо­сти, тан­цов­щик-про­фес­сио­нал сдал­ся в Филип­по Та­льо­ни под на­плы­вом от­цов­ско­го чув­ства. Ина­че невоз­мож­но пред­ста­вить, ка­ким об­ра­зом он вы­брал для сво­ей до­че­ри сте­зю ба­ле­ри­ны. Невоз­мож­но пред­ста­вить, где бы­ли гла­за у пре­мье­ра Ко­ролев­ско­го те­ат­ра в Сток­голь­ме, ко­то­рый не за­ме­тил оче­вид­но­го: ба­лет не мо­жет быть про­фес­си­ей Ма­рии.

Де­воч­ка дей­стви­тель­но бы­ла пло­хо и непро­пор­цио­наль­но сло­же­на, ее ру­ки чрез­мер­но длин­ны, а но­ги пред­став­ля­ли со­бой ана­то­ми­че­ский ку­рьез. Та­лия бы­ла ко­рот­кой, а спи­на вдо­ба­вок ко все­му — несколь­ко сгорб­лен­ной.

http://uploads.ru/t/3/S/C/3SC9g.jpg

0

19

И с та­ки­ми-то дан­ны­ми мо­ло­дой отец при­вез свою ма­лыш­ку учить­ся ба­ле­ту в Па­риж к мсье Ку­ло­ну — сво­е­му быв­ше­му учи­те­лю. Де­воч­ка ста­ла за­ни­мать­ся под на­смеш­ки хо­ро­шень­ких, с фигу­ра­ми юных нимф уче­ниц. «Эта ма­лень­кая гор­бу­нья», — го­во­ри­ли они про Ма­рию и по-сво­е­му бы­ли пра­вы, по­то­му что зна­ли: ба­лет — это ис­кус­ство кра­са­виц. Ведь на сцене соб­ствен­но тан­ца и не бы­ло: тре­бо­ва­лись изящ­ные дви­же­ния, об­во­ро­жи­тель­ные улыб­ки и по­зы, как от­ме­ча­лось, «ино­гда да­же ли­шен­ные скром­но­сти».

http://uploads.ru/i/q/F/b/qFbro.jpg

И тут Филип­по осе­ни­ло: ста­рая фран­цуз­ская шко­ла ни­че­му его ху­дыш­ку не на­учит. Он за­брал Ма­рию и стал учить ее сам.

Это бы­ла очень же­сто­кая шко­ла. Отец тре­бо­вал от до­че­ри без­уко­риз­нен­но про­стых, бла­го­род­ных, ли­шен­ных ма­лей­ше­го на­ле­та фри­воль­но­сти дви­же­ний. Бо­лее то­го, его мушт­ра пре­сле­до­ва­ла фан­та­сти­че­скую цель — пре­одо­леть зем­ное при­тя­же­ние. Все, что раз­ре­ша­лось Ма­рии, — это слег­ка, неза­мет­ным уси­ли­ем от­толк­нуть­ся от зем­ли, чтобы ле­теть. «Да, она ле­та­ла», — ска­жут ее бу­ду­щие зри­те­ли.

Интересно

0

20

http://uploads.ru/i/O/X/E/OXEWw.jpg

Од­на­жды, ко­гда сла­ва Ма­рии уже гре­ме­ла во­всю, че­ло­век, жив­ший под ее квар­ти­рой, по­жа­ло­вал­ся на шум от ре­пе­ти­ций и тре­ни­ро­вок ба­ле­ри­ны. Узнав об этом, отец Ма­рии него­до­вал: «Пе­ре­дай­те же, что он лжец. Я, отец, ни­ко­гда не слы­шал шу­ма ша­гов мо­ей до­че­ри». Совре­мен­ни­ки утвер­жда­ли, что по­ход­ка Та­льо­ни в жиз­ни бы­ла непод­ра­жа­е­мой, что же го­во­рить о сцене. Но ни­кто не знал, ка­кой из­ну­ря­ю­щей ра­бо­той да­ва­лось это со­про­тив­ле­ние веч­но­му за­ко­ну зем­но­го при­тя­же­ния.

...Де­воч­ка пла­ка­ла. Дол­гие ча­сы за­ня­тий по­рой кон­ча­лись об­мо­ро­ком. Стер­тые в кровь паль­цы ног не успе­ва­ли за­жить, как отец сно­ва ста­вил ее к стан­ку. По­че­му она не воз­не­на­ви­де­ла ба­лет? Зна­чит, Филип­по, этот тем­пе­ра­мент­ный уро­же­нец Ми­ла­на, все рас­счи­тал вер­но. Он ве­рил — им с до­че­рью быть еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми. Сво­ей ве­рой он за­ра­зил и ее.

Ма­рия с юно­сти про­ник­лась иде­ей от­ца: он со­зда­вал из нее ба­ле­ри­ну со­вер­шен­но ино­го пла­на — во­пло­ще­ние то­го вдох­но­вен­но­го та­лан­та, ко­то­рый смо­жет пе­ре­дать тон­чай­шие дви­же­ния, са­мые ис­крен­ние пе­ре­жи­ва­ния. По су­ти де­ла, Ма­рии пред­сто­я­ла ре­во­лю­ция на сцене — мяг­кая, убе­ди­тель­ная, что тре­бу­ет осо­бо­го ма­стер­ства, ги­гант­ско­го та­лан­та и тру­до­лю­бия.

В 1822 го­ду Филип­по Та­льо­ни по­ста­вил ба­лет «При­ем мо­ло­дой ним­фы ко двор­цу Тер­пси­хо­ры». Де­бют со­сто­ял­ся в Вене. Пер­вое же по­яв­ле­ние юной ба­ле­ри­ны на сцене за­ста­ви­ло зал ти­хо ах­нуть.

Филип­по на­прочь от­ка­зал­ся от при­выч­но­го ба­лет­но­го ко­стю­ма. Ни­ка­ких тя­же­ло­вес­ных пла­тьев из пар­чи и ат­ла­са, ни­ка­ких гро­мозд­ких па­ри­ков, му­шек, ру­мян. Ма­рия с блед­ным, еле тро­ну­тым гри­мом ли­цом бы­ла в удли­нен­ной юб­ке из лег­кой ма­те­рии, ко­то­рая то под­ни­ма­лась вверх, как от по­ры­ва вет­ра, то мяг­ко опус­ка­лась, под­чер­ки­вая воз­душ­ность тан­ца.

0


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni