У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Daydream

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni


Мария Тальони / Maria Taglioni

Сообщений 21 страница 30 из 40

21

За­бе­гая впе­ред, ска­жем: этот стро­гий на­ряд был так непри­вы­чен, что по­сле спек­так­ля кто-то из ав­стрий­ских ав­гу­стей­ших особ об­ра­тил­ся к Ма­рии с во­про­сом: «Раз­ве в ко­рот­кой юб­ке не лег­че тан­це­вать?» — «В ко­рот­кой юб­ке? А раз­ве вы бы поз­во­ли­ли ва­шей су­пру­ге или до­че­ри на­деть ко­рот­кое пла­тье?» — спро­си­ла она.

Це­ло­муд­рие и чи­сто­та жен­щи­ны, та­кие непри­выч­ные в те­ат­ре, на­все­гда сде­ла­лись ча­стью сце­ни­че­ско­го ими­джа Ма­рии Та­льо­ни. А о ве­че­ре ее де­бю­та сло­жи­лась ле­ген­да, что от вол­не­ния она по­за­бы­ла ри­су­нок тан­ца и, по­ви­ну­ясь лишь соб­ствен­ной ин­ту­и­ции, ста­ла им­про­ви­зи­ро­вать, при­чем так удач­но, что по окон­ча­нии ее во­семь раз вы­зы­ва­ли на сце­ну. Пи­шут так­же, что с этих са­мо­воль­ных ва­ри­а­ций на­чал­ся три­умф Та­льо­ни, не знав­ший ни спа­дов, ни пе­ре­ры­вов и со­про­вож­дав­ший ее всю жизнь. Но вот это утвер­жде­ние не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Сле­ду­ю­щие несколь­ко лет не при­нес­ли Та­льо­ни осо­бо­го успе­ха. Наи­боль­шее огор­че­ние вы­звал у нее хо­лод­ный при­ем в Па­ри­же. И толь­ко в 1827 го­ду пуб­ли­ка, со­брав­ша­я­ся в Опе­ре, оча­ру­ет­ся воз­душ­но­стью и необык­но­вен­ной кра­со­той дви­же­ний Ма­рии Та­льо­ни в «Ве­не­ци­ан­ском кар­на­ва­ле». Там она блеснет но­вин­ка­ми, став­ши­ми впо­след­ствии клас­си­кой ба­ле­та, осво­е­ние ко­то­рой те­перь обя­за­тель­но для каж­до­го по­ко­ле­ния ба­ле­рин.

Ма­рия за­ми­ра­ла в сво­ем зна­ме­ни­том ат­ти­тю­де: верх­няя по­ло­ви­на кор­пу­са с под­ня­ты­ми к небу ру­ка­ми устрем­ле­на впе­ред, в то вре­мя как од­на но­га оста­ва­лась вы­тя­ну­той на­зад. Точ­ка за­ми­ра­ния — на по­лу­паль­цах. Все это вме­сте пред­став­ля­ет за­гад­ку рав­но­ве­сия, ко­то­рое, ка­жет­ся, мо­жет быть на­ру­ше­но од­ним лишь вздо­хом ко­го-ни­будь в за­ле. И се­го­дня хо­рео­гра­фы пи­шут об этом ат­ти­тю­де как о са­мом изящ­ном, но и са­мом труд­ном из всех ба­лет­ных па.

http://uploads.ru/i/U/5/2/U52Hk.jpg
Мария Тальони в балете "Сильфида".

0

22

Сла­ва Ма­рии не упа­ла с неба. Она бы­ла за­во­е­ва­на, но и удер­жа­на — бли­ста­тель­ные 25 лет.

…Тем вре­ме­нем Филип­по Та­льо­ни стре­мил­ся быст­рее озна­ко­мить Ев­ро­пу с та­лан­том сво­ей до­че­ри. Га­стро­ли сле­до­ва­ли за га­стро­ля­ми. Мир при­зна­вал: это что-то неви­дан­ное. Да­же хо­лод­ные ан­гли­чане за­ми­ра­ли в вос­тор­ге. Чо­пор­ные ден­ди Лон­до­на ру­ко­плес­ка­ли «бо­же­ствен­ной Ма­рии».

http://uploads.ru/i/x/0/K/x0K4Z.jpg

Те­перь она дей­стви­тель­но так вы­гля­де­ла. Вдох­но­ве­ние, ко­то­рое Та­льо­ни ис­пы­ты­ва­ла на сцене, бла­го­род­ство об­ли­ка со­вер­шен­но пре­об­ра­зи­ли внеш­ность ба­ле­ри­ны. «Ли­цо ее но­си­ло от­пе­ча­ток со­вер­шен­но осо­бой пре­ле­сти, ка­ко­го-то мяг­ко­го и неж­но­го оба­я­ния». Осо­бое впе­чат­ле­ние про­из­во­ди­ли «ее гла­за, боль­шие, пе­чаль­ные гла­за, глу­бо­кие и немно­го та­ин­ствен­ные». Кто те­перь мог за­ме­тить «пло­хое сло­же­ние»? Нем­цы го­во­ри­ли, что фигу­ра Та­льо­ни на­по­ми­на­ла без­упреч­ную лег­ко­кры­лую ба­боч­ку.

В Па­ри­же, где она тан­це­ва­ла «Пси­хею», од­ни­ми ап­ло­дис­мен­та­ми де­ло не обо­шлось. Про­изо­шло ма­лень­кое, до это­го неве­до­мое со­бы­тие: на сце­ну к но­гам Та­льо­ни впер­вые в ис­то­рии те­ат­ра ле­тел, оги­бая тор­же­ствен­ную ду­гу, бу­кет жи­вых цве­тов. Хро­ни­ки под­мост­ков со­хра­ни­ли имя это­го вос­хи­щен­но­го смель­ча­ка — ар­хи­тек­тор Дю­пон­шель…

В 1831 го­ду со­сто­я­лась пре­мье­ра опе­ры Мей­ер­бе­ра «Ро­берт-Дья­вол», в ко­то­рой це­лое дей­ствие ком­по­зи­тор от­вел ба­ле­ту. Та­льо­ни тан­це­ва­ла пар­тию пред­во­ди­тель­ни­цы мо­на­хинь-при­зра­ков. Ее отец, уви­дев это ис­пол­не­ние, по­нял, как ве­ли­ко­леп­но ло­жат­ся на ин­ди­ви­ду­аль­ность до­че­ри по­доб­ные ге­ро­и­ни: ми­сти­че­ские, ска­зоч­ные, бес­плот­ные, как гре­зы, и непо­сти­жи­мо вле­ку­щие. Ду­хи воз­ду­ха, ру­сал­ки, фан­та­сти­че­ские кры­ла­тые со­зда­ния, те­ни по­ки­нув­ших этот мир де­ву­шек, невест, прин­цесс — вот где ей не бу­дет рав­ных. Ма­рии бы­ла под­власт­на вир­ту­оз­ная слож­ность при­е­мов, необ­хо­ди­мых для со­зда­ния по­доб­ных об­ра­зов: за­ви­са­ю­щие прыж­ки, за­ми­ра­ние на паль­цах од­ной но­ги, непо­сти­жи­мая лег­кость вра­ще­ний. Ба­лет, но­вый, ре­во­лю­ци­он­ный ба­лет — вот че­го до­стой­на его дочь!

…В од­ной из сцен, го­то­вясь к сво­е­му вы­хо­ду, Ма­рия за­ме­ти­ла, как с ко­лос­ни­ков па­да­ет де­ко­ра­ци­яоб­ла­ко. Быст­рая ре­ак­ция и тот вы­со­кий пры­жок, ко­то­рым она от­ли­ча­лась, спас­ли ее. Огля­нув­шись на глу­хой удар за сво­ей спи­ной, она уви­де­ла, что тя­же­лая де­ко­ра­ция упа­ла на то ме­сто, где она толь­ко что сто­я­ла. Но, что ни го­во­ри, во вре­мя этой пре­мье­ры ро­ди­лась идея, на­все­гда обес­смер­тив­шая имя Ма­рии Та­льо­ни, — она долж­на сыг­рать Силь­фи­ду…

0

23

http://uploads.ru/t/5/F/E/5FEIv.jpg

И вот на­сту­пил 1832 год — год три­ум­фа ба­ле­ри­ны, остав­шей­ся в ис­то­рии ба­ле­та са­мой луч­шей Силь­фи­дой. Ни­кто не пре­уве­ли­чи­вал до­сто­инств сю­же­та и му­зы­ки ба­ле­та, ко­то­рый Та­льо­ни по­ста­вил для до­че­ри. Но на сей раз эта по­ста­нов­ка ста­ла точ­ным по­па­да­ни­ем в цель — невоз­мож­но бы­ло пред­ста­вить ни­че­го бо­лее под­хо­дя­ще­го для та­лан­та «бес­плот­ной Ма­рии».

Сказ­ка о Силь­фи­де, ду­хе воз­ду­ха, та­ин­ствен­ной и пре­крас­ной, ко­то­рая сво­ей лю­бо­вью к зем­но­му юно­ше гу­бит и се­бя, и его, ока­за­лась точ­кой при­ло­же­ния всех твор­че­ских сил и от­ца, и до­че­ри. Ко­стюм! Имен­но в «Силь­фи­де» он был до­ве­ден до со­вер­шен­ства и остал­ся без из­ме­не­ний до на­ших дней. К его со­зда­нию при­ча­стен из­вест­ный ху­дож­ник и мо­де­льер Э. Ла­ми, ис­поль­зо­вав­ший мно­го­слой­ную лег­кую ткань для со­зда­ния пыш­ной и вме­сте с тем неве­со­мой тю­ни­ки, или пач­ки, как ее на­зы­ва­ли в Рос­сии.

В до­пол­не­ние к воз­душ­ной, в фор­ме ко­ло­ко­ла юб­ке за пле­ча­ми Та­льо­ни к бре­тель­кам ли­фа кре­пи­лись лег­кие про­зрач­ные кры­лыш­ки. Эта те­ат­раль­ная де­таль вы­гля­де­ла те­перь со­вер­шен­но есте­ствен­ным до­пол­не­ни­ем к фигу­ре Силь­фи­ды, оди­на­ко­во спо­соб­ной по сво­ей при­хо­ти под­нять­ся в воз­дух и опу­стить­ся на зем­лю. Го­ло­ва Ма­рии бы­ла глад­ко при­че­са­на и укра­ше­на изящ­ным бе­лым вен­чи­ком.

0

24

Впер­вые в «Силь­фи­де» Та­льо­ни тан­це­ва­ла не на по­лу­паль­цах, а на пу­ан­тах, ко­то­рые со­зда­ва­ли ил­лю­зию лег­ко­го, по­чти слу­чай­но­го при­кос­но­ве­ния к по­верх­но­сти сце­ны. Это бы­ло но­вое сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти — зри­те­ли уви­де­ли бук­валь­но па­рив­ших над зем­лей Силь­фи­ду и ее по­друг.

...Та­льо­ни ка­за­лась со­ткан­ной из лун­но­го све­та, та­ин­ствен­но осве­щав­ше­го сце­ну. Пуб­ли­ка по­не­во­ле вжи­ма­лась в свои крес­ла, объ­ятая тре­вож­но­вос­хи­щен­ным чув­ством нере­аль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го: ба­ле­ри­на по­те­ря­ла свою че­ло­ве­че­скую обо­лоч­ку — она па­ри­ла в воз­ду­хе. Это про­ти­во­ре­чи­ло здра­во­му смыс­лу.

http://uploads.ru/i/I/Q/t/IQt1a.jpg

В об­щем, «Силь­фи­да» с Та­льо­ни ста­ла со­бы­ти­ем с та­ким ре­зо­нан­сом, на ко­то­рый мо­гут пре­тен­до­вать толь­ко со­ци­аль­ные бу­ри и ве­ли­кие бит­вы. Лю­ди пе­ре­жи­ва­ли под­лин­ное по­тря­се­ние, во­очию убе­ди­лись, что та­кое та­лант. А ведь пар­тия Силь­фи­ды бы­ла чуж­да вся­ким тех­ни­че­ским эф­фек­там. Но в этом-то и со­сто­я­ла ти­хая ре­во­лю­ция Та­льо­ни — в смене ори­ен­ти­ров, пред­по­чте­ний, в тор­же­стве ро­ман­тиз­ма как но­вой эпо­хи в хо­рео­гра­фии. Сколь­ко лет про­шло с тех пор, сколь­ко ова­ций ви­де­ла сце­на, ко­гда ка­за­лось, что в ка­ком-то од­ном лег­ком прыж­ке Силь­фи­да уне­сет­ся на­все­гда!

Пре­мье­ра 1832 го­да для ви­дев­ших Та­льо­ни в глав­ной ро­ли оста­лась тем ред­ким в ис­кус­стве при­ме­ром, ко­гда во­круг спек­так­ля не бы­ло ни­ка­кой раз­но­го­ло­си­цы, ни­ка­кой дис­кус­сии, ко­гда го­ло­са вче­раш­них вра­гов сли­лись в еди­ный дру­же­ствен­ный хор. О Та­льо­ни го­во­ри­ли, что дру­гой та­кой нет и не бу­дет, что суть ее ис­кус­ства на­столь­ко чи­ста, что «она мог­ла бы тан­це­вать и в хра­ме, не оскорб­ляя свя­то­сти это­го ме­ста». Но са­мое глав­ное — «Силь­фи­да» Та­льо­ни за­креп­ля­ла за ба­ле­том обя­зан­ность воз­вы­шать че­ло­ве­че­скую ду­шу и пра­во, как пи­са­ли совре­мен­ни­ки, «всту­пать в яр­кий храм изящ­ных ис­кусств».

0

25

В ар­хи­ве па­риж­ской Опе­ры хра­нит­ся под­лин­ный брач­ный кон­тракт Ма­рии Та­льо­ни, по­ме­чен­ный да­той 18 сен­тяб­ря 1832 го­да. В 1915 го­ду С.Н. Ху­де­ков в сво­ем зна­ме­ни­том фо­ли­ан­те-ле­то­пи­си ба­ле­та впер­вые опуб­ли­ко­вал из­вле­че­ния из это­го лю­бо­пыт­но­го до­ку­мен­та. Их на­до от­не­сти к тем до­сто­вер­ным штри­хам лич­ной жиз­ни ба­ле­ри­ны, имя ко­то­рой ове­я­но неве­ро­ят­ным ко­ли­че­ством ле­генд.

Итак, 30-лет­няя Ма­рия Та­льо­ни вы­хо­ди­ла за­муж за гра­фа Жиль­бе­ра де Ву­а­зе­на че­тырь­мя го­да­ми стар­ше нее. Кро­ме «вза­им­ной люб­ви и друж­бы» она по­лу­ча­ла ти­тул, ко­то­рым, впро­чем, ни­ко­гда не поль­зо­ва­лась, а же­них — весь­ма бо­га­тую неве­сту, чьим при­да­ным он в бу­ду­щем по­про­бу­ет вос­поль­зо­вать­ся, хо­тя и не в том объ­е­ме, в ко­то­ром ему бы хо­те­лось.

«Зем­ная» Силь­фи­да не бы­ла так ото­рва­на от жи­тей­ских дел, как это ка­за­лось из за­ла. В брач­ном кон­трак­те яс­но про­гля­ды­ва­лась цель: га­ран­ти­ро­вать и за­щи­тить но­та­ри­аль­ным по­ряд­ком ин­те­ре­сы толь­ко од­ной сто­ро­ны — неве­сты. О же­ни­хе и его иму­ще­ствен­ных пра­вах в до­ку­мен­те по­чти не упо­ми­на­ет­ся. Несо­мнен­но, кон­тракт со­став­лял­ся под при­смот­ром от­ца ба­ле­ри­ны Филип­по Та­льо­ни, ко­то­рый до­жил по­чти до 100 лет и ни­ко­гда не остав­лял дочь без сво­е­го по­пе­че­ния. Вот по­че­му здесь бы­ло скру­пу­лез­но пе­ре­чис­ле­но все дви­жи­мое и недви­жи­мое иму­ще­ство, на­чи­ная с цен­ных бу­маг, ме­бе­ли, эки­па­жей, ваз «с ини­ци­а­ла­ми г-жи Дю­бар­ри» и кон­чая по­греб­ком с точ­ным ко­ли­че­ством бу­ты­лок. Все это оста­ва­лось за неве­стой и на­хо­ди­лось в пол­ном ее рас­по­ря­же­нии. Точ­но так же ей и толь­ко ей од­ной бу­дет при­над­ле­жать все куп­лен­ное за вре­мя «брач­но­го со­жи­тель­ства» — бы­ли бы че­ки, под­твер­жда­ю­щие опла­ту.

Кон­тракт ин­те­ре­сен тем, что да­ет пред­став­ле­ние о том, на­сколь­ко вы­со­ко опла­чи­вал­ся та­лант Та­льо­ни. Речь идет не об обес­пе­чен­но­сти, а о рос­ко­ши, в ко­то­рой она жи­ла. Та­льо­ни лю­би­ла кра­си­вые, до­ро­гие ве­щи и удер­жу тут не зна­ла. Сто­ло­вое се­реб­ро, биб­лио­те­ка, фар­фор, кар­ти­ны, ме­бель зна­ме­ни­тых ма­сте­ров, це­лая «брил­ли­ан­то­вая кла­до­вая», па­лан­тин и боа из со­бо­лей, брон­зо­вые кан­де­ляб­ры и дру­гие пред­ме­ты со­ста­ви­ли огром­ную сум­му — бо­лее 100 ты­сяч фран­ков.

Ка­ков вклад в этот брак гра­фа де Ву­а­зе­на, оста­ет­ся непро­яс­нен­ным. Но в ма­те­ри­аль­ном плане тут, без­услов­но, пе­ре­вес остал­ся за «ар­тист­кой Ко­ролев­ской Ака­де­мии му­зы­ки».

Кон­тракт был скреп­лен под­пи­ся­ми же­ни­ха и неве­сты. Но, оче­вид­но, граф де Ву­а­зен по­ла­гал, что жизнь вне­сет свои кор­рек­ти­вы в эти се­рьез­ные бу­ма­ги.

http://uploads.ru/t/Z/v/5/Zv5aH.jpg

0

26

Во вся­ком слу­чае, на пер­вых по­рах но­во­брач­ная в ослеп­ле­нии се­мей­но­го сча­стья да­ла сво­е­му гра­фу во­лю. Ко­гда же она по­про­бо­ва­ла усми­рить его разыг­рав­ши­е­ся ап­пе­ти­ты, то раз­ра­зи­лась це­лая че­ре­да скан­да­лов — со­всем не в ду­хе ро­ман­тиз­ма. Это за­ста­ви­ло ум­ную Ма­рию взгля­нуть на со­здав­ше­е­ся по­ло­же­ние без ил­лю­зий. Муж не толь­ко ока­зал­ся за­яд­лым кар­теж­ни­ком, но и сра­зу по­сле свадь­бы об­за­вел­ся лю­бов­ны­ми свя­зя­ми или, воз­мож­но, вос­ста­но­вил их. Все это, ра­зу­ме­ет­ся, тре­бо­ва­ло де­нег и, как пи­са­ли, су­пру­же­ство при­ня­ло все чер­ты «несчаст­но­го». Ма­рия же за два пер­вых го­да бра­ка ро­ди­ла дво­их де­тей: сы­на и дочь. И на этом по­ста­ви­ла точ­ку. Офи­ци­аль­ный раз­вод был оформ­лен уже в на­ча­ле 1835 го­да.

Слу­чи­лось так, что по про­ше­ствии мно­гих лет гра­фа де Ву­а­зе­на пред­ста­ви­ли «ве­ли­кой Та­льо­ни». И при этом неосто­рож­но за­ме­ти­ли:
— Ва­ша су­пру­га…
— Да? — уди­вил­ся тот. — Мо­жет быть. Все воз­мож­но…

http://uploads.ru/t/B/x/9/Bx9qV.jpg

Впро­чем, мне­ния совре­мен­ни­ков о ха­рак­те­ре ба­ле­ри­ны раз­ни­лись до про­ти­во­по­лож­ных. Она мог­ла быть ме­лоч­ной, тре­бо­ва­тель­ной, ка­приз­ной, же­сто­кой. Но в то же са­мое вре­мя по­се­ти­те­ли ее са­ло­на, ко­гда она разъ­е­ха­лась с му­жем, вос­тор­га­лись ее «об­во­ро­жи­тель­но­стью». Ра­зу­ме­ет­ся, жерт­ва­ми Та­льо­ни ча­ще дру­гих ста­но­ви­лись ди­рек­то­ра те­ат­ров, сре­ди ко­то­рых за ней за­кре­пи­лась ре­пу­та­ция «дес­по­та в юб­ке».

Та­льо­ни уме­ла це­нить свой та­лант. По­доб­ные за­ра­бот­ки ни­ко­му и не сни­лись, что не ме­ша­ло ей крайне ак­ку­рат­но ве­сти свою бух­гал­те­рию. В слу­чае за­держ­ки жа­ло­ва­нья она при­бе­га­ла, как пи­са­ли, «к энер­гич­ным ме­рам». «День­ги впе­ред!» — это бы­ло ее пра­ви­лом. Так, в Лон­доне, не по­лу­чив утром обе­щан­но­го го­но­ра­ра, она так и не вы­шла ве­че­ром на сце­ну, несмот­ря на все за­ве­ре­ния ди­рек­то­ра, что он с ней рас­пла­тит­ся.

Оже­сто­че­ние на Та­льо­ни со сто­ро­ны те­ат­раль­но­го ру­ко­вод­ства до­хо­ди­ло до то­го, что ди­рек­тор Гран­до­пе­ра мсье Ве­рон ис­кал в Ев­ро­пе за­ме­ну звез­де. Ко­неч­но, это бы­ла очень труд­ная за­да­ча, но кон­тракт с Та­льо­ни все-та­ки воз­об­нов­лен не был, и в 1837 го­ду она в по­след­ний раз тан­це­ва­ла «Силь­фи­ду».

0

27

http://uploads.ru/i/G/U/0/GU0f8.jpg

Ма­рии уже ис­пол­ни­лось 33 го­да. Па­риж­ская пуб­ли­ка, ко­то­рая бы­ла сви­де­тель­ни­цей ее го­ло­во­кру­жи­тель­но­го три­ум­фа, те­перь ви­де­ла в Та­льо­ни «увя­да­ю­щую ро­зу, ис­че­за­ю­щим бла­го­уха­ни­ем ко­то­рой каж­до­му хо­те­лось упить­ся до пре­сы­ще­ния».

По­сле спек­так­ля Силь­фи­да, как пи­са­ли, «от­ле­те­ла в Пе­тер­бург», в ко­то­ром ей с лих­вой воз­да­лось за несколь­ко ме­лан­хо­ли­че­ское на­стро­е­ние Па­ри­жа. Пять пе­тер­бург­ских се­зо­нов пре­вра­тят­ся для нее в один сплош­ной три­умф.

Ред­кое пись­мо рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка из Па­ри­жа той по­ры не со­дер­жа­ло ди­фи­рам­бов в адрес «ца­ри­цы воз­ду­ха». Вос­торг счаст­лив­ца от тан­ца «бо­же­ствен­ной Ма­рии» пе­ре­кры­вал все про­чие впе­чат­ле­ния. В ок­тяб­ре 1829 го­да А.И. Тур­ге­нев пи­сал Жу­ков­ско­му: «Ви­дел чу­дес­ные нож­ки ма­де­му­а­зель Та­льо­ни». Так, в рас­ска­зах оче­вид­цев и в про­стран­ных га­зет­ных ста­тьях три­умф Силь­фи­ды стре­ми­тель­но до­ка­тил­ся до бе­ре­гов Невы. Об­ста­нов­ка на­ка­ля­лась: да ко­гда же, на­ко­нец, она при­е­дет к нам?

Пер­вые из­ве­стия о воз­мож­ных га­стро­лях по­яви­лись еще вес­ной 1837 го­да. Князь В.Ф. Одо­ев­ский пи­сал зна­ко­мо­му: «…вы­сы­лай­те нам по­ско­рее из Па­ри­жа Та­льо­ни».

Под­твер­жде­ни­ем слу­хов о ее при­ез­де ста­ло объ­яв­ле­ние в га­зе­тах кни­го­про­дав­ца Ли­сен­ко­ва: он из­ве­щал, что в про­да­же вот-вот по­явят­ся порт­ре­ты про­слав­лен­ной ба­ле­ри­ны. Несмот­ря на вы­со­кую сто­и­мость, они бы­ли бук­валь­но сме­те­ны с при­лав­ков.

0

28

По­сле­до­ва­ло объ­яв­ле­ние и о том, что це­ны на би­ле­ты бу­дут вы­ше обык­но­вен­но­го. Это не толь­ко не ис­пу­га­ло пе­тер­бурж­цев, но лишь при­ба­ви­ло ин­те­ре­са и су­е­ты. Для сто­ли­цы, из­ба­ло­ван­ной га­стро­ле­ра­ми, ее при­езд ста­но­вил­ся со­бы­ти­ем из ря­да вон вы­хо­дя­щим. Не слу­чай­но ху­дож­ник Ру­дольф Жу­ков­ский в сво­их зна­ме­ни­тых ли­то­гра­фи­ро­ван­ных «Сце­нах пе­тер­бург­ской жиз­ни» счел нуж­ным за­пе­чат­леть про­да­жу би­ле­тов на спек­такль «г-жи Та­льо­но­вой». Мы ви­дим, как пе­ред кас­сой тол­пит­ся са­мая раз­но­шерст­ная пуб­ли­ка — ис­кус­ство урав­ни­ва­ет всех. Тут и ба­рин, и си­де­лец из лав­ки, ко­то­ро­го по­сла­ли «дер­жать оче­редь», и из­воз­чик, при­е­хав­ший за би­ле­та­ми по чье­му-то по­ру­че­нию, и да­же двое под­рост­ков-во­ри­шек, ко­то­рые, поль­зу­ясь тол­че­ею, ле­зут в кар­ма­ны за­зе­вав­шим­ся. А в сто­роне вид­ны счаст­лив­цы, уда­ля­ю­щи­е­ся с би­ле­та­ми в ру­ках.

http://uploads.ru/i/s/a/h/sahpF.jpg

По­нят­но, что на пер­вом пред­став­ле­нии, пе­ре­не­сен­ном с 3 сен­тяб­ря на 6-е, что при­ве­ло го­род в нема­лое вол­не­ние, в ло­жах и пар­те­ре при­сут­ство­вал весь цвет пе­тер­бург­ско­го об­ще­ства. Свою встре­чу со сто­лич­ны­ми те­ат­ра­ла­ми Та­льо­ни озна­ме­но­ва­ла вы­ступ­ле­ни­ем в «Силь­фи­де». Те немно­гие, кто с опре­де­лен­ной до­лей рев­но­сти от­нес­ся к неко­е­му безу­мию, охва­тив­ше­му го­род из-за чу­же­зем­ной ди­вы, сви­де­тель­ство­ва­ли, что зал раз­ра­зил­ся гро­мо­по­доб­ной ова­ци­ей до са­мо­го спек­так­ля, как бы аван­си­руя по­яв­ле­ние Та­льо­ни на сцене. Бул­га­рин воз­му­щал­ся, что «мо­ло­дежь дер­за­ет во­пить и сту­чать но­га­ми». В лю­бом слу­чае для ба­ле­ри­ны это яви­лось при­ят­ным по­дар­ком: «Мы зна­ем, что вы оправ­да­е­те на­ши ожи­да­ния! Мы лю­бим вас, Ма­рия!»

Та­льо­ни тан­це­ва­ла в Пе­тер­бур­ге пять се­зо­нов под­ряд, с 1837 по 1842 год. С на­ступ­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда в Рос­сии пре­кра­ща­лась де­я­тель­ность те­ат­ров и вся­ко­го ро­да уве­се­ле­ний, она уез­жа­ла на га­стро­ли по Ев­ро­пе. Од­на­ко са­ма ин­тен­сив­ность ее вы­ступ­ле­ний в рос­сий­ской сто­ли­це — ба­ле­ри­на тан­це­ва­ла здесь через день — ка­за­лось бы, да­ва­ла воз­мож­ность пуб­ли­ке спол­на на­сла­дить­ся ее ис­кус­ством. Но нет! Од­на­жды она по­вре­ди­ла ру­ку, спек­так­ли от­ме­ни­ли, что за­ста­ви­ло «Се­вер­ную пче­лу» на­пи­сать: «Две длин­ные, скуч­ные, бес­ко­неч­ные неде­ли, и все это вре­мя Пе­тер­бург стра­да­ет же­сто­ким спли­ном. Дру­гие ар­тист­ки ста­ра­лись раз­вле­кать пуб­ли­ку, но все на­прас­но. Она вновь вы­сту­пи­ла с пе­ре­вя­зан­ной еще шел­ком ру­кой, и Пе­тер­бург сно­ва ожи­вил­ся и про­си­ял…»

0

29

Меж­ду тем пе­тер­бург­ские по­клон­ни­ки бы­ли от­нюдь не пре­крас­но­душ­ны­ми со­зер­ца­те­ля­ми, го­то­вы­ми пла­тить бе­ше­ные день­ги, не по­лу­чая вза­мен ожи­да­е­мо­го. В боль­шин­стве сво­ем они хо­ро­шо раз­би­ра­лись в ис­кус­стве тан­ца, бы­ли под­го­тов­ле­ны и к вос­при­я­тию ба­ле­та, и к оцен­ке ис­пол­ни­тель­ско­го ма­стер­ства. К мо­мен­ту по­яв­ле­ния в Рос­сии Та­льо­ни до­сти­же­ния оте­че­ствен­но­го ба­ле­та сви­де­тель­ство­ва­ли о со­зда­нии рус­ской на­цио­наль­ной шко­лы клас­си­че­ско­го тан­ца, ни в чем не усту­па­ю­щей ев­ро­пей­ской.

Це­лая пле­я­да на­сто­я­щих звезд, та­ких как Адам Глуш­ков­ский, Ав­до­тья Ис­то­ми­на, Ана­ста­сия Ли­ху­ти­на, Ека­те­ри­на Те­ле­шо­ва, сво­им ма­стер­ством под­ня­ли план­ку это­го ис­кус­ства очень вы­со­ко и вос­пи­та­ли тем са­мым тре­бо­ва­тель­но­го, умев­ше­го раз­би­рать­ся в мель­чай­ших ню­ан­сах ис­пол­не­ния зри­те­ля. Этот зри­тель преж­де все­го це­нил в ар­ти­сте уме­ние со­зда­вать тан­це­валь­ный об­раз, вы­ра­зи­тель­ный, тро­га­ю­щий ду­шу, где тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти толь­ко сред­ство, а не цель. И по­нят­но, что Та­льо­ни со сво­ей от­шли­фо­ван­ной, со­вер­шен­ной, а по­то­му не от­вле­ка­ю­щей вни­ма­ния тех­ни­кой яви­лась для пе­тер­бург­ской пуб­ли­ки во­пло­щен­ным иде­а­лом. Из мо­ря от­кли­ков, где под­чер­ки­ва­лось имен­но это ее свой­ство, вы­де­лим лишь неко­то­рые:

«Неуже­ли это та­нец, со­пря­жен­ный с труд­но­стя­ми?.. Здесь в каж­дом же­сте, в каж­дом ко­ле­ба­нии ста­на кро­ет­ся рос­кош­ная по­э­зия».

«Она не тан­цу­ет, а по­ет, как скрип­ка Па­га­ни­ни, ри­су­ет, как Ра­фа­эль».

«Нет ба­ле­тов, ни ба­лет­мей­сте­ров, ни тан­цев, есть Та­льо­ни, и это­го до­воль­но»…

http://uploads.ru/t/0/3/z/03z2v.jpg
Мария Тальони в балете "Дочь Фараона"

0

30

В этих трех крат­ких от­зы­вах скво­зит од­на и та же мысль: Та­льо­ни по­тряс­ла рус­ско­го зри­те­ля не вир­ту­оз­но­стью и да­же не клас­си­че­ским бла­го­род­ством сво­их дви­же­ний — ее об­лик, груст­но-неуло­ви­мый, как буд­то виб­ри­ру­ю­щий, был вы­ше то­го, что зо­вет­ся ба­ле­том. Он за­дел в рус­ской ду­ше, веч­но ро­ман­тич­ной, рву­щей­ся к иде­а­лу и стра­да­ю­щей от его недо­сти­жи­мо­сти, нечто та­кое, че­му нет эк­ви­ва­лен­та в язы­ке. И бес­пре­дель­ной ста­но­ви­лась бла­го­дар­ность зри­те­ля за то, что это «нечто» он по­чув­ство­вал, уви­дел соб­ствен­ны­ми гла­за­ми в бес­смерт­ном по­ле­те над обы­ден­ной жиз­нью.

При­ме­ча­тель­но, что бук­валь­но за несколь­ко ме­ся­цев до при­ез­да в Рос­сию Та­льо­ни в Москве про­шли вы­ступ­ле­ния мо­ло­дой та­лант­ли­вой ба­ле­ри­ны Ека­те­ри­ны Сан­ков­ской, ко­то­рая спе­ци­аль­но ез­ди­ла в Па­риж и Лон­дон, чтобы по­зна­ко­мить­ся с твор­че­ством «ве­ли­кой Ма­рии» и ее вхо­див­шей в си­лу со­пер­ни­цы Фан­ни Эль­слер.

http://uploads.ru/i/A/U/S/AUS8F.jpg
Альфред Эдвард Хэлон. Танцовщица М.Тальони в балете "Фея цветов"

Бо­лее то­го, в тот же день, что и Та­льо­ни, 6 сен­тяб­ря 1837 го­да, Сан­ков­ская тан­це­ва­ла Силь­фи­ду, но толь­ко в Москве. Су­дя по от­зы­вам в то­гдаш­ней прес­се, об­раз глав­ной ге­ро­и­ни трак­то­вал­ся обе­и­ми со­вер­шен­но раз­лич­но. Рус­ская Силь­фи­да, как пи­са­ли, «сво­им тан­цем про­те­сто­ва­ла про­тив окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти», Та­льо­ни же «уво­ди­ла зри­те­лей в мир меч­ты». Что ж, быть мо­жет, «мир меч­ты» был то­гда бо­лее ва­жен тем, кто все­го несколь­ко ме­ся­цев на­зад по­хо­ро­нил уби­то­го на ду­э­ли Пуш­ки­на, кто про­дол­жал по­лу­чать скуд­ные ве­сточ­ки от род­ных из «глу­би­ны си­бир­ских руд». Не ока­зал­ся ли та­нец Та­льо­ни свое­об­раз­ным вра­че­ва­ни­ем их душ и уми­ро­тво­ре­ни­ем их сер­дец?

0


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Мария Тальони / Maria Taglioni