У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается
В верх страницы

В низ страницы

Daydream

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Полина Виардо


Полина Виардо

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Знаменитая оперная певица Полина Виардо родилась в 1821 году. Ее крестной матерью стала княгиня Прасковья Андреевна Голицына, от которой она и получила свое имя. Таким образом с Россией она оказалась связанной с самого рождения…

Отец ее, Мануэль Гарсиа, тенор Парижского итальянского театра, родился в цыганском квартале Севильи. Он был известен не только как певец, пользовавшийся огромным успехом на всех европейских сценах, но и как композитор. Одно время его песенки распевала вся Испания. Его жена, Хоакина Сичес, красивая и талантливая женщина, являлась украшением Мадридского драматического театра…

Для отца Полина была лучшей и любимой из учениц. Если старшую дочь ему приходилось принуждать к занятиям, то Полина готова была сидеть за роялем целый день с утра до вечера. За упорство и трудолюбие ее даже называли Муравьем. К девочке пригласили учителем музыки самого Ференца Листа. Музыка и языки давались ей с одинаковой легкостью, она с детства говорила по-испански, по-итальянски, по-французски и по-английски…

С 1837 года Полина начала выступать как певица сначала в гостиных, а затем и на концертах. После первого большого успеха шестнадцатилетняя певица отправилась в концертное турне по Германии. Вскоре судьба занесла ее в Париж, где ее старший брат преподавал музыку в консерватории.

В 1839 году Полина дебютировала в Лондоне в партии Дездемоны. Там ее и услышал друг старшей сестры Луи Виардо, бывший одним из директоров Итальянской оперы в Париже. Он предложил Полине петь в парижском театре, и она с радостью согласилась.

Через год сорокалетний Людвик Виардо сделал певице другое предложение – стать его женой. А девятнадцатилетняя примадонна была склонна отдать свое сердце красавцу Альфреду де Мюссе. Но от этого шага ее отговорила Жорж Санд, хорошо знавшая неуравновешенный характер писателя. На правах более опытной женщины и старшей подруги она посоветовала юной госпоже Гарсиа остановить свой выбор на основательном и добропорядочном Виардо. Хотя позже в частной переписке Жорж Санд называла его «печальным, как ночной колпак». Ведь он был полной противоположностью своей талантливой, энергичной жене.

увеличить

0

2

И вот, наконец, ноябрь 1843 года. Первое же выступление Полины в Петербурге в партии Розины из «Севильского цирюльника» сопровождалось нескончаемыми овациями. Русские зрители сразу же оценили бурную страстность и артистическое мастерство певицы, ту легкость, с которой она свободно переходила с высоких звуков сопрано на глубокие ноты контральто. Кругом только и разговоров, что о «несравненной Виардо». Хотя даже современники к красавицам ее никогда не причисляли. Многие литераторы, художники, дружившие с Тургеневым, в своих воспоминаниях отмечали, что госпожа Виардо очень худа – «сажа да кости», сутула, черты ее лица неправильны и чересчур резки. Некоторые считали ее просто уродливой.

«Пройди она на улице, – писал литератор Н. В. Берг в «Историческом вестнике» в 1883 году, – тысячу раз мимо самого наблюдательного ловеласа – он бы ее не заметил. А в театре, когда она играла, стоном стонал весь партер; большего сумасшествования и восторгов, казалось, до сих пор не видано. В особенности действовала на зрителей необыкновенная страстность ее игры…»

Иван Сергеевич Тургенев считал первое ноября 1843 года самым прекрасным днем своей жизни и всегда его праздновал. В этот день он был представлен Полине Виардо-Гарсиа. В автобиографическом «Мемориале» писатель отметил этот день так: «Встреча с Полиной». Рядом поставил крест, чем-то похожий на кладбищенский, за которым нет уже ни будущего, ни надежд.

Когда они познакомились, ей было двадцать два, а ему двадцать пять лет. Современники считали Тургенева одним из красивейших людей своей эпохи. Родовитый барин, настоящий русский великан под два метра ростом. И вместе с тем – мягок, добродушен, нежен, порой даже капризен, как ребенок. Он был завсегдатаем модных салонов Петербурга, блестяще владел французским языком. Отсюда и поразительный успех у женщин. Не устояла перед тургеневскими чарами и Полина Виардо.

увеличить

0

3

В одном из своих многочисленных писем к ней Тургенев как бы между прочим признался:

«А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать».

Эта любовь длилась сорок лет, до самой смерти писателя. Практически в каждом тургеневском произведении, созданном после 1843 года, можно в большей или меньшей степени найти отголоски этого необыкновенного чувства. По определению матушки Варвары Петровны Тургеневой, он как безумец гонялся «по всей Европе за этой цыганкой».

Он тенью сопровождал семейство Виардо, куда бы оно ни отправлялось. Был в Париже, Берлине, Лондоне, Дрездене, Баден-Бадене, в Куртавнеле и Буживале. В доме Виардо в Ле Френе, к слову, и скончался… Сочинял тексты для оперетток мадам Виардо, искал издателей для альбомов ее романсов, а если не находил – под строгим секретом от нее… печатал за свой счет.

Ее пение он слушал, закрыв лицо ладонями, по которым подчас струились слезы восторга и обожания. Аплодировал же ей с такой горячностью, что обращал на себя внимание зрителей из соседних лож. Интересное свидетельство о поведении Тургенева в театре во время выступления его любимой певицы оставила А. Я. Панаева:

«…он, не имея денег абонироваться в кресла, без приглашения являлся в ложу, на которую я абонировалась в складчину с своими знакомыми. Наша ложа в третьем ярусе и так была набита битком, а колоссальной фигуре Тургенева требовалось много места. Он бесцеремонно садился в ложе, тогда как те, кто заплатил деньги, стояли за его широкой спиной и не видали ничего происходившего на сцене. Но этого мало; Тургенев так неистово аплодировал и вслух восторгался пением Виардо, что возбуждал ропот в соседях нашей ложи».

увеличить

0

4

По словам А. Ф. Кони, «привязанность к Виардо обессилила и связала его волю, ввела его в заколдованный круг неотразимого влияния властной и выдающейся женщины. Он отдал себя, свое время и сердце всецело ей и всей ее семье».

После закрытия сезона супруги Виардо уехали во Францию. Вслед за ними отправился и Тургенев.

Он подружился с Людвиком Виардо. Дети по-домашнему звали его «Таржель». Он привык к своему особенному, несколько удивительному для французов положению – постоянного гостя семьи Виардо…

Воистину это был едва ли не самый странный писательский роман ХIХ века! В перерывах между встречами Виардо и Тургенев погружались каждый в свою суету. Оба, причем, вели отнюдь не монашеский образ жизни. Ивана Сергеевича любили и крепостные девушки, и актрисы, и представительницы родовитых семейств. Среди поклонников Виардо – известные композиторы, их менее знаменитые собратья по искусству. И даже несколько наследников европейских престолов сходили с ума по «несравненной» Полине.

Интересная деталь: свою внебрачную дочь Пелагею, родившуюся в Спасском от белошвейки, Тургенев отдал на воспитание Полине, которая помимо прочих подношений получала и немалую плату за содержание и обучение ребенка. Девочка считалась француженкой и носила имя Полина.

В начале 1851 года над Полиной-старшей сгустились первые тучи. Европейские газеты в той или иной форме сообщали, что госпожа Виардо больше не поет, а каждая нота, исходящая из ее горла, это раздирающий крик; что певица, которой столько восхищались, почти умерла для искусства.

увеличить

0

5

Летом этого же года – провал в лондонском театре оперы «Сафо». Виардо вышла из труппы. В мае 1852-го у нее родилась дочь Клоди. Весной 1853-го – концерты в России и встреча с Тургеневым в Москве после трехлетней разлуки. Нетрудно представить, как они встретились. Он написал ей 17 апреля, вернувшись в Спасское:

«Вы знаете то чувство, которое я Вам посвятил и которое окончится только с моей жизнью…»

Гастроли прошли без былого блеска, но, правда, и без громких европейских скандалов. Но мадам Виардо лучше всех знала состояние своего голоса и впервые начала задумываться о профессиональном будущем. Приехав из России, она стала давать первые уроки пения. А позже даже открыла школу, посещая которую, ученицы платили по 100 франков за урок.

Вообще меркантильный момент в отношениях Тургенева и Виардо многие исследователи ставят далеко не на последнее место. Писатель мировой величины, Иван Сергеевич приносил в дар своей богине, конечно, не только цветы. Не потому ли, старея, терпела она и его похождения, о которых свидетельствуют современники, и якобы связь со своей дочерью, художницей Клоди, которая была на тридцать четыре года младше писателя?

А когда писателя не стало, представители семьи Виардо с исключительной поспешностью отвезли гроб в русскую церковь и исчезли, добавив, что если соотечественники не повезут его прах на родину, то его похоронят на городском кладбище по третьему разряду, как простого горожанина. Все дело в том, что завещание Тургенева, составленное в трех вариантах, представлялось весьма спорным. На карту семьи было поставлено огромное наследство Ивана Сергеевича, и Виардо предпочли занять выжидательную позицию. Людвика Виардо к тому времени уже не было в живых: Полина похоронила его за два месяца до кончины Тургенева.

увеличить

увеличить

0

6

После завершения всей этой, мягко говоря, некрасивой истории гроб с телом писателя все же был отправлен в Россию. На вокзале 2 октября 1883 года Полины Виардо среди провожающих не было. Через несколько месяцев, разбирая архив Тургенева, она уничтожила все свои письма и записки к нему. «Сорок два года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому, – говорила певица уже на исходе своего жизненного пути. – Если русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет».

Это интересно

увеличить

0

7

Мишель Полина Виардо-Гарсиа (Viardot-Garcia) (18.7.1821, Париж, - 17 или 18.5.1910, там же), певица (меццо-сопрано), вокальный педагог и композитор. Дочь и ученица испанского певца и педагога М. Гарсиа (старшего). Брала уроки фортепьяно у Листа, теории композиции - у А. Рейхи. В 1837 году впервые выступила на оперной сцене в Брюсселе. С 1839 года солистка Итальянской оперы в Париже. Выступала в различных театрах Европы, в том числе в Петербурге; с 1837 года много концертировала. Творчество Виардо отличалось высокой музыкальной культурой и драматической экспрессией; она обладала голосом широкого диапазона, выступала в разнообразном репертуаре. Партии: Фидес ("Пророк" Мейербера), Сафо (одноимённое произведение Гуно), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Золушка, Розина, Дездемона ("Золушка", "Севильский цирюльник", "Отелло" Россини), Норма (одноимённое произведение Беллини), Лючия, Леонора ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти), Донна Анна ("Дон Жуан" Моцарта) и др. В 1863 году оставила сцену, занималась педагогической деятельностью. Автор многих романсов, нескольких комических опер, в том числе "Слишком много женщин" (1867), "Бирюк" (1868), "Последний колдун" (1869). Либретто для этих опер написал Тургенев, близкий друг Виардо. В 1871-1875 годах преподавала пение в Парижской консерватории. Среди её учеников - Д. Арто, М. Брандт, А. Стерлинг.

Большая советская энциклопедия.

0

8

Дочь известного тенора Мануэля Гарсиа (1775-1832) и сестра еще более знаменитой певицы Марии Малибран-Берио (1808-1836), Полина Виардо-Гарсиа впервые выступила на концертной эстраде в 1838 году и уже через год с успехом дебютировала на сцене лондонского "Театра королевы", исполнив партию Дездемоны в "Отелло" Дж. Россини.

Но Полина Виардо прославилась не только, как выдающаяся оперная певица своего времени. Не меньшее значение для вокального исполнительского искусства имели и выступления ее как певицы камерной. Именно они оказали влияние на формирование этого жанра в теперешнем его понимании. И если с оперной сценой Полина Виардо простилась в 1863 году, то ее концертные выступления , начавшиеся еще в юности, завершились лишь в 1882 году. Огромное место в концертном репертуаре певицы занимали романсы русских композиторов.

Полина Виардо впервые приехала в Россию в 1843 году. Три сезона (1843-1846), в течение которых она пела в России, имели величайшее значение для формирования ее как артистки. Корреспондент петербургской "Литературной газеты" писал в 1845 году: "Мы можем похвалиться, что дали ход и развитие необыкновенным дарованиям г-жи Виардо, что наделили ее славой, которую признает вся Европа, когда мы возвратим ей эту необыкновенную актрису и певицу".

Виардо сохранила вечную признательность любимой ею русской публике. Самобытность и новизна вокальных сочинений русских композиторов немедленно приковала к себе ее внимание.

Она навсегда осталась ревностной исполнительницей русских романсов. Редкий концерт Полины Виардо в Петербурге и Москве проходили без того, чтобы она не сделала публике "национального сюрприза", спев "Соловья" Алябьева. В ее репертуаре были также романсы М. Ю. Вильегорского ("Любила я..."), Верстовского ("Колокольчик"), А. Кавоса ("Милый мой, сердечный друг"), М. В. Шиловской и других авторов. Виардо стала замечательной исполнительницей романсов Даргомыжского, которого она знала лично. Его имя она "ввела решительно в моду". А 9 апреля 1853 года приняла участие в авторском концерте композитора в Дворянском собраниии, что в большой мере определило успех вечера. В свой репертуар певица включила его романсы: "Не скажу никому", "Душечка-девица", "Безумная". Романс "Безумная" позже стал называться "Я все еще его люблю" (по первой строчке). Именно Полина Виардо стала первой его исполнительницей, и именно ей этот романс обязан своей популярностью.

Полина Виардо не только исполняла романсы, но и была их сочинительницей. Она начала писать музыку к романсам на стихи русских композиторов в Париже в начале 1860-х годов. Она продолжала работать над романсами и после переезда семьи в Баден-Баден. В 1864, 1865 и 1868 годах вышли три сборника ее романсов на стихи русских поэтов (Пушкина, Фета, Тургенева, Тютчева).

Полина Виардо стала воплощением женской красоты и певческого мастерства. 0на была музой для И. С. Тургенева, с которым встретилась в России в 1843 году, ставшим навсегда ее ближайшим другом. Н. А. Титов посвятил ей романс "Отдохнешь и ты" на слова Лермонтова (из Гете), а Варламов - романс "Ты не пой, душа-девица", включив в него текст из алябьевского соловья.

Melody.ru

увеличить

увеличить

0

9

Среди всего того, что пишут биографы И.С. Тургенева, очень трудно найти об этой женщине доброе слово. Увы, такова судьба большинства обожаемых гениями женщин. Их упрекают в недостаточной, по мнению пылких почитателей, любви к великому человеку, забывая, что в жизни великие, как правило, весьма непростые для общения люди.

Осуждать легко, гораздо труднее понять, что же привлекало гения в его музе… И особенно трудно придётся с Полиной Виардо, чья судьба неразрывно связана с именем Тургенева.

Она не только не блистала красотой, но была откровенно, вызывающе некрасива: невысокого роста, с сутулой спиной, крупными чертами лица и глазами навыкате, она была подобна лягушке. Один из художников той эпохи охарактеризовал её как не просто некрасивую женщину, но "жестоко некрасивую".
Воспитанные современники не находили слов, чтобы отозваться о её внешности. Больше других преуспел сладкоречивый романтик Генрих Гейне, сравнив внешность Полины с экзотическим и чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой.
Но не зря покровительницей рождённых в знаке Рака является Луна – вечно изменчивая волшебница ночи. Вы замечали, как сияние Луны преображает самые обычные предметы и пейзажи, наделяя их таинственным сиянием привлекательности?

Кроме того, астрологи не устают повторять, что рождённые под этим знаком отличаются тонким пониманием прекрасного и способностями к искусству.
Неизвестно, чьё влияние – Луны или Искусства - способствовало талантам юной Полины к перерождению, когда она ещё не издавала ни звука, но только готовилась петь, и лицо её - нелепое, большеротое – преображалось, подобно облику сказочной лягушки: сглаживались его черты, по щекам разливался румянец, в глазах появлялся блеск, поза становилась грациозной, шея вытягивалась…
Перед слушателями представала красавица, словно вышедшая из-под власти злых чар. А когда раздавались сильные и яркие переливы её роскошного меццо-сопрано, то забыть можно было обо всём.

Молодой Тургенев, увидевший волшебное преображение певицы в 1843 году в Петербурге, был не единственным, кто отметил это. Ещё раньше это восхитило отважную писательницу Жорж Санд и вдохновило на создание образа её героини Консуэло – неприметной певицы, покоряющей мир красотой своего пения. Чуть позже, познакомившись с Полиной Виардо ближе, она именовала её "самой гениальной женщиной нашего времени"…
Тихо де Браге писал о Раках, что "они являют сокровища своей души посвящённым". Иными словами, надо завоевать доверие Рака, чтобы он раскрылся перед вами, как дивный цветок и явил сокровища своей души.
Талантливая певица, композиторша, пианистка, прекрасная рисовальщица, увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками, трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая, она была достойной подругой Тургенева. Многие считали её злым началом в жизни нашего писателя; но она, по-видимому, имела право сказать: "Если русские дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо никак его не умаляет".
Полина Виардо была заметной личностью в мире музыки: в 1849 году она создала партию Фидес в "Пророке" Мейербера, в 1851-м - заглавную партию в "Сафо" Гуно. В 1860-м она имела громадный успех в возобновлённой старинной опере Глюка "Орфей".
Написала три комические оперы на либретто Тургенева ("L'ogre", "Le dernier magicien", "Trop de femmes"), серию романсов на французские тексты, двенадцать романсов на русские (слова Пушкина, Фета, Тютчева, Лермонтова, Кольцова), переложила для пения шесть мазурок Шопена.

Может быть, судьба этой талантливой певицы и осталась бы известной только знатокам, но её жизнь была озарена светом необыкновенной любви…
В конце концов, до знакомства с Тургеневым в Санкт-Петербурге в её жизни всё было довольно прозаично.

Она родилась 18 июля 1821 года в Париже, в музыкальной семье. Ничего удивительного не было в том, что она с детства умела и любила петь и музицировать. С шестнадцати лет Полина выступала в концертах. Девятнадцатилетней девушкой вышла замуж за сорокалетнего Луи Виардо, директора Итальянского театра в Париже, известного критика и искусствоведа.
Своим браком была вполне довольна всю жизнь – и когда заводила недолгие романы, как с художником Ари Шеффером, и когда принимала многолетнее поклонение Тургенева, вошедшего в её жизнь промозглым ноябрьским вечером 1843 года, чтобы остаться там навсегда.
Эта загадочная, притягательная, как наркотик, женщина сумела на всю жизнь приковать к себе писателя. Их роман длился 40 лет. Она заменила ему все и вся: родных, друзей, семью, которую он так и не удосужился создать.

Её отношения с Тургеневым до сих пор не имеют однозначного толкования в среде биографов. Маятник мнений качается от идеализированной платонической привязанности, больше похожей на поклонение, до неприглядного симбиоза – всем было известно, сколько денег тратил на семью Виардо преданный обожатель, подолгу живший с ними под одной крышей.
Широко известно, что Полина по собственной инициативе взяла на воспитание незаконную дочь Тургенева, названную в её честь Полинетт (в письмах тех лет Тургенев беспрестанно называет любимую "ангелом"). Гораздо меньше посвящённых разделяют версию, на которой настаивают потомки Полины Виардо: сын Полины, Поль, был рождён от Ивана Сергеевича.
Бесспорно одно: письма тех лет изобилуют эпитетами "родная", "самая любимая", а современники свидетельствуют невиданную доселе близость и теплоту отношений после временного охлаждения в 1852-53 годах… Конечно, Тургенев оставил любимой большую часть своего состояния, но ведь именно её дочь сопровождала тело великого писателя в его последнем пути в Россию.

Прямых вопросов о своих отношениях с Иваном Сергеевичем Полина избегала до самого конца - в возрасте 89 лет, когда, казалось бы, все страсти уже угасли… Тургенев же никогда не делал тайны из своего чувства: "Это - единственная женщина, которую я люблю и любить буду…"
Но, как бы там ни было, эта женщина была достойна великой любви. "Чем более я старею, - говорила Полина Виардо, - тем более интересуюсь окружающими меня предметами и людьми. В мире столько прекрасного, чтоб им любоваться, и столько людей, чтобы их любить".
Впрочем, разве удивительно, что она думала и поступала так, как и многие её звёздные сестры, дочери Рака, по словам Тихо де Браге, "всем сердцем любящие жизнь и всё живое, ибо Луна управляет земной колыбелью всего сущего"…

Галина Опанасенко
Женский журнал Суперстиль 20.06.2008

увеличить

0

Похожие темы


Вы здесь » Daydream » Люди Искусства » Полина Виардо