В главных ролях:
Мэтт Дэймон
Джеймс Кромуэлл
Дэниэл Студи
Чоппер Бернет
Джеф ЛеБо
Джон Рубано
Ричард МакГонагл
Мэтт Левин
Адам Пол
Robert Cait
Всё-таки странно, что в нашем прокате анимационный фильм «Дух: Жеребец с Симаррона» получил название «Спирит — душа прерий», в котором содержится явно странное для многих (тем более — для детей) слово «Спирит», а его расшифровка «душа прерий» не совсем точна. Ведь заглавный герой — дикий мустанг, непокорный, вольнолюбивый и свободный, наверняка должен напомнить зрителям, хоть как-то знакомым с Библией, знаменитое изречение «Дух веет, где хочет».
Собственно говоря, и нетрадиционность этой ленты связана, прежде всего, с редкой для жанра вестерна трактовкой уже навязших у каждого американца в зубах событий из времён покорения Дикого Запада — начиная с того, как тут показаны индейцы, и кончая эпизодами строительства железной дороги через весь континент. Поскольку пафос картины двух женщин-режиссёров Келли Эсбёри и Лорны Кук можно посчитать даже антицивилизационным, в чём-то руссоистским, то есть воспевающим возврат к естественной и неукрощённой природе. Жеребец по кличке Дух пытается героически остановить в буквальном смысле этого слова «паровоз прогресса», помешать прокладыванию рельсов по направлению к своему родному краю между Небраской и Ютой, недалеко от плато Колорадо, где находится одно из чудес света — Большой Каньон. А те янки, которые служат в армии и работают на железной дороге, представлены малосимпатичными типами, нагло и бесцеремонно стремящимися захватить и подчинить себе всё вокруг. Так что поневоле подумаешь об определённой ревизии американских мифов о завоевании Дальнего Запада, который, может быть, и не стоило подобным способом завоёвывать.
Кстати, для американцев значимо упоминание Симаррона в названии этого анимационного фильма, чтобы возникла несомненная перекличка с дважды поставленной (в 1930 и 1960 году; а сейчас вроде бы есть проект третьей экранизации) эпической сагой о семье янки, которые намереваются закрепиться и освоиться в течение нескольких десятилетий на территории у реки Симаррон в штате Оклахома. Но если в «Духе: Жеребце с Симаррона» и возникают какие-либо дружеские, любовные или семейные отношения, то они касаются кого угодно (индейцев, лошадей, птиц), однако не бездушных покорителей прерий.
Учитывая сказанное, нельзя не поразиться, что данная лента была благосклонно принята в американском прокате (тем более что игровым вестернам чаще всего суждено проваливаться в последнее время в кинотеатрах). И пусть анимация в «Духе» довольно обычна по исполнению (разве что выделяются по объёмности рисунка сцены в бурной реке и катастрофы на железной дороге), а мимика лошадиных морд напоминает преувеличенные гримасы исполнителей в немом кино, эта картина по-своему меняет давно застывшее представление о вестерне как о жанре, призванном лишь превозносить заслуги американских колонистов.